Я хочу, чтоб об этом знали миллионы людей, которые не могли прочитать книги Владимира Сафарова и даже могли не знать о них, – пишет блогер сайта sport.uz.
Это надо знать; об этом знают, кстати, во многих странах дальнего зарубежья, футбольные команды которых тоже погибали в авиакатастрофах в разные годы. И не только футбольные: мы все помним совсем недавнюю трагедию хоккейной команды "Локомотив" из России...
Позже я посвящу этим событиям отдельный материал, название которого уже существует из тех же книг В. А. Сафарова, – "Побратимы по судьбе". Ничего лучшего придумать невозможно, но об этом после. А сейчас о том, что происходило непосредственно после крушения 11 августа, глазами очевидцев и официальных лиц.
Несмотря на глухую секретность, люди стали узнавать об этом буквально на следующий день. В те времена считалось, что в такой стране вообще не бывает ни авиакатастроф, ни чего-либо еще, что было присуще только "…загнивающему Западу и его приспешникам". Происходившие авиа-, авто- и железнодорожные катастрофы замалчивались и тут же попадали в архив всесильному КГБ под грифом "Совершенно секретно". И ни одна живая душа не могла узнать, что же там на самом деле произошло и что теперь хранится "за семью печатями" в архиве, на сколько лет это все засекречено и недоступно.
Самое трудное теперь предстоит и мне, автору материала: надо суметь донести даже до нейтрального читателя ту эмоциональную составляющую дела, при этом постараться быть деликатным и не разворошить раны близких, а выразить только безграничную любовь к ушедшим и поддержку живущим ныне. Даже тем, кто не знал "Пахтакор-79", но узнал теперь и не остался равнодушным. Да и не может человек с нормальной психикой остаться равнодушным к такому; когда-то я рассказывал об этом совершенно посторонним от футбола людям, показывал им первое издание книги "КРЫЛЬЯ ПАМЯТИ. Документальная хроника авиакатастрофы "Пахтакора-79", выпущенное еще в 2004 году. Они плакали, не стесняясь, особенно женщины. И я понял, что в жизни появились еще несколько пусть и не "футбольных людей", но искренне заинтересованных судьбой команды "Пахтакор" и вообще чемпионатом Узбекистана. Это были россияне, до того краем уха слышавшие о том случае, но принимавшие его лишь за частность, как и любое другое ДТП на дороге или катастрофу еще где-то (хоть взрыв газа в доме): "Да, случается, что очень печально…" – не более. Теперь в переписке со мной они постоянно спрашивают, как играет "Пахтакор" и как вообще дела в нашем футболе. Болеют за сборную Узбекистана, как за свои сборные России во многих видах спорта! Дай Бог!..
Передо мной лежит 3-е издание книги, из него я теперь черпаю документальные материалы, которые ну никак не назовешь публицистикой. Это – эмоции людей и седые волосы за несколько минут на молодых головах, это – … впрочем, оцените сами.
Сначала комментарии должностных лиц авиации.
Юрий Добродомов, тогда старший штурман аэропорта Днепропетровска.
"… Из трех сел позвонили в авиаотряд и сообщили, что на них обрушились обломки гражданских самолетов. Приказ нам был сформулирован не четко: "Езжайте и посмотрите сами, что там случилось..." Едва взглянув на места, мы поняли, что это крушение двух самолетов: два хвоста, два фюзеляжа… Очень быстро подъехали сотрудники КГБ и стали искать черные ящики. Найдя, тут же уехали… Прибывшие из Днепродзержинска спасатели видали в жизни многое, но они отводили глаза от открывшегося перед ними зрелища. А потом они попросили бочку спирта и бочку пива…"
Виктор Настасиенко, тогда руководитель полетов в аэропорту Борисполь (Киев).
"Даже нам, авиаторам, не дали полной информации о трагедии… Столкновение произошло под углом 90 градусов, один самолет крылом влетел в хвостовую часть другого. Из образовавшейся пробоины в задней части фюзеляжа выпадали люди… Беда украинских воздушных движенцев в то лето – перегруженность трасс в районе Днепропетровска и недокомплект авиадиспетчеров. Только в харьковском ЦУВД не хватало 43-х специалистов!.. Трагедия заставила руководство "Аэрофлота" принять серьезные меры по устранению всего этого и привести в норму организацию управления воздушным движением. Развели и "конфликтные трассы" в небе…"
Это отзывы официальных лиц, которые старались, как можно более смягчить информацию о произошедшем. Однако более впечатлительными и информативными оказались простые граждане, студенты и местные жители, находившиеся рядом с местом крушения самолетов. Тут я приведу лишь один отрывок из воспоминаний начальника студенческого строительного отряда Криворожского горнорудного института Юрия Коваленко.
"… Мы с моим помощником Сергеем работали в вагончике над документами. Вдруг – глухой чудовищной силы толчок о землю и взрыв… Часы показывали 13.40… Выскочили на улицу, все схватили лопаты и побежали туда, где поднимался черный дым.
Неожиданно над нами закружил маленький "кукурузник" и помахал крыльями, показывая, куда надо бежать… В воздухе слышалось фырканье летящих с неба кусков металла. Прибежав в лес, мы увидели Ту-134, вернее то, что от него осталось. Вместо хвоста дыра, правой турбины нет. Самолет горел. К технической гари примешивался запах, рождавший страшные догадки… Обходя самолет, девушки впали в шок, а мы, наверное, включили внутренние резервные силы. Я предложил влезть в пилотскую кабину: вдруг там что-то уцелело, что прольет свет на случившееся?.. Укутав лицо штормовкой, я предложил Сергею держать меня за ноги, а сам полез в кабину. Вместо стекла вход закрывал кусок фанеры, который я сначала снял и сбросил на землю. Потом этот обломок фигурировал в суде как вещдок: на нем было черным карандашом или угольком написано рукой одного из пилотов три слова – "Жалоба на трассу". Потом я снова влез в кабину по пояс и, стараясь не попасть руками в останки человека, вытащил какую-то книгу. Оказалось – бортовой журнал. На первой странице был порт приписки и рейс – "Воронеж–Кишинев"… (В Воронеже была транзитная посадка после вылета из Челябинска. – Прим. автора.)
Мы еще долго бегали вокруг самолета, как вдруг из леса прикатил на велосипеде мальчишка и удивленно сказал: "О! Тут еще самолет! А там, дальше в лесу, еще один упал". Позже приехали участковый милиционер и солдаты. Мы отдали участковому без всякой описи собранные нами в мешок вокруг самолета вещи, документы, кошельки, сумочки… Сообщение мальчишки сначала не приняли всерьез, но пошли в ту сторону. И лишь когда наткнулись на кроссовки "Adidas" (настоящую фирменную спортивную обувь в то время можно было увидеть только на профессиональных спортсменах) и нашли тренерский журнал "Пахтакора", пронзила догадка: "Погибла известная футбольная команда!" От места первой аварии до второй было минут 40 бега. Фюзеляж с одним крылом – вот все, что осталось от второго самолета. Смотреть на останки пассажиров не могли даже видавшие виды военные: самолет с "Пахтакором" не горел, и огонь не подчистил страшные следы…"
Тут я делаю собственное отступление, дабы пресечь возможные неверные догадки о возможности остаться в живых у пассажиров этого самолета. И моя версия абсолютно верна, любой врач это подтвердит сию секунду.
Оставшись без левой консоли на высоте 8.400 метров, самолет почти моментально был разгерметизирован: через огромную дыру в фюзеляже в считанные секунды вырвался с силой под давлением весь воздух из салона. В салоне образовалась разреженная атмосфера, дышать в которой невозможно человеку. Плюс колоссальная разница в атмосферном давлении – внутри человека и наружном, очень разреженном – через несколько мгновений привела к разрыву сосудов внутри человеческих тел. Это смерть бесповоротная уже там, высоко в небе. Даже профессиональные альпинисты работают в кислородных масках на высотах с 5.000 и выше. И лишь пилоты, кабина которых закрывается герметически, жили до момента столкновения с землей. Так что домыслы, что кто-то мог остаться в живых в том или другом самолете, лишены малейших оснований; ведь и у другого самолета была разгерметизация салона на огромной высоте, только тут воздух вырвался из фюзеляжа через дыру в хвостовой части салона. Разницы никакой для пассажиров не было, все они погибли еще высоко в небе.
Но была огромная разница в осознании ситуации у пилотов! И вот же почему. Снова возвращаюсь к документам из книги хронике трагедии, при этом даю свои комментарии.
Одно дело, когда самолет без консоли кувырком полетел вниз, как камень. Внутри, конечно, творилось невообразимое, но пассажиры погибли практически быстро, не успев толком осознать случившееся. (Взрыва этого самолета, как мы видели из показаний, не было. Да и не могло его быть там, в небе, в такой ситуации: баки с керосином как раз внутри консолей и находятся, а левой уже не было, то есть ее оторвало мгновенно, и взорваться на месте баки не успели. А правую вообще ничего не трогало, она оставалась на месте вместе с баками и горючим. Самолет просто падал вниз, беспорядочно кувыркаясь…)
Другое дело, когда… И вот тут приведу показания пилота того самого "кукурузника", который кружил над местом падения самолета и сигналил студентам.
Пилот летал по маршруту "Донецк–Львов", перегоняя самолеты на ремонт и обратно. В тот момент летел он ниже невысоких облаков под моросящим дождиком…
"…Вдруг впереди меня сбоку из-за облаков выходит планер и начинает сбрасывать парашютистов. Присмотрелся я и вижу, что это не планер, а Ту-134... без хвоста! И завихрением воздуха из дыры вытаскивает людей и бросает на землю. Я сделал два круга вокруг самолета и увидел в окошке кабины пилота, который жестами показал мне, что связи нет. (Ее и не могло быть без антенны: она находится в хвостовой части, а хвост как раз и оторвало. – Прим. автора.) Лайнер шел с выпущенными шасси, я видел поляну, на которую он хотел сесть, и надеялся, что он-таки сядет: до земли оставалось метров 30…" Но самолет в последний момент сильно загорелся и рухнул на землю…
Летчик еще рассказал, что потом у него поднималось давление, когда он пролетал над этим местом, и он попросил начальство сменить ему маршрут. И даже тогда он еще долго видел выпадающих из самолета людей…
Такая глава в повествовании о "Пахтакоре" – самое тяжелое из всего, что мне приходилось делать ранее. Но это необходимо прочитать тем, кто не видел книгу "КРЫЛЬЯ ПАМЯТИ…" Трагедии объединяют даже далеких друг от друга людей, и не суть в них футбол или что-то еще. В тех же самолетах, к примеру, кроме "Пахтакора" находились еще десятки людей, не имевших отношения к футболу. Были и дети, и старики… Были люди, и всем им наша вечная земная память и почтение!..
Огромный труд Аллы Сергеевны Тазетдиновой и Владимира Ашотовича Сафарова оценить невозможно. В течение многих лет они разыскивали возможные следы и факты катастрофы, многие существенные детали не известны до сих пор. Но это уже зависело от специальных служб, доступ в архивы которых нам пока закрыт.
Благодаря их усилиям в лесу у этих сел построен и открыт памятник. По возможности посетили это место и родные футболистов. Огромная помощь в работе и поиске Алле Сергеевне и Владимиру Ашотовичу была оказана местными управленцами, представителями организаций и просто добровольцами, рядовыми украинцами, жителями окрестных сел. А еще помогли по силам фонды некоторых футбольных команд, выступавших в тот год в высшей лиге чемпионата страны и журналистов.
Братство народов было и будет всегда, оно в сердцах у здравомыслящих людей, и чтоб объединиться против трагедий и их последствий, вовсе нет нужды дожидаться очередных катастроф. Так мыслят люди, которые хотят жить под чистым небом и в дружбе с другими народами.