Авиаспорт в Казахстане зарождался на Веригиной горе
Кок-Тобе сейчас – место отдыха и достопримечательность южной столицы Казахстана. Только старшее поколение помнит, что раньше эта гора называлась Веригиной. Там, на Виригиной горе зарождался авиаспорт. Сегодня на заседании нашего Медиаклуба вспомним не только о становлении авиаспорта в Казахстане, но и о Добровольном Обществе Содействия Армии и Флоту – ДОСААФ или тогда еще Осоавиахима, куда принимали только крепких, спортивных ребят. О том, как пригодилась эта закалка в годы войны в очерке Андрея Михайлова "Взлет – с Веригиной горы, посадка – в Праге".
В 30-е годы прошлого столетия, когда на слуху у молодых людей был лозунг "Комсомолец, на самолет!", по всей стране стали возникать аэроклубы. В 1934 году появился такой и в Алма-Ате.
Но проблема состояла в том, что клубов, куда устремилось окрыленное мечтой юношество, было больше, чем самолетов и инструкторов. С этой проблемой столкнулись и у нас. Но тут на помощь пришла сама природа, которая и помогла мечтателям "обрести крылья". Пусть не настоящего винтового самолета, а беззвучного фанерного планера, который и был единственным средством для тренировочных полетов Алма-Атинского аэроклуба в первые годы его существования.
Дело в том, что у нас, как и в культовом для советской авиации крымском Коктебеле (Планерском), рельеф местности позволял планеру стартовать без помощи самолета-буксира, с горки. В Алма-Ате местом такого естественного взлета была возвышавшаяся над городом Веригина гора (Кок-Тобе).
Отрываясь от ее вершины с помощью амортизатора, планер приземлялся далеко в полях – примерно в районе нынешнего горакимата.
Ну а дальше наступало время "кандидатов в курсанты" – тащить крылатую машину обратно, на Веригину гору. Среди тех, кто таскал планеры, был и алма-атинский подросток Сергей Луганский – будущий ас Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза!
Но вечно таскать планер на гору не пришлось, уже через несколько лет алма-атинский аэроклуб обзавелся настоящими винтовыми аэропланами.
Вообще же, в 30-е годы в Казахстане существовало четыре аэроклуба Осоавиахима (родного отца ДОСААФа) – в Алма-Ате, Караганде, Семипалатинске и Уральске.
С началом войны Алма-Атинский аэроклуб был немедленно преобразован в 22-ю авиационную школу пилотов первоначального обучения (возглавил ее майор Василенко). Но ситуация на фронте складывалась столь ахово, что 22-я авиашкола так и не успела сделать первого выпуска – на ее базе, в спешном порядке, был сформирован 662-й авиаполк ночных бомбардировщиков, который 6 декабря 1941 года покинул родную Алма-Ату, а 4 февраля 1942 года уже воевал с врагом на Волховском фронте.
Первым из наших земляков сбросил на врага свой смертоносный дар лейтенант Алексей Макеев – бывший алма-атинский извозчик, выпускник аэроклуба 1937 года, позже ставший его инструктором. Уже через несколько месяцев боев командир звена Макеев получил орден Ленина.
Нужно сказать, что основной боевой единицей в соединениях ночной бомбардировочной авиации был крохотный "У-2", имевший один мотор в 100 лошадиных сил, развивавший скорость в 120-150 км/час и способный нести всего 150-200 килограмм боевого груза. Впервые увидев такой бомбардировщик, немцы смеялись и презрительно окрестили его "русфанер".
Впрочем, смех скоро захлебнулся, и "русская фанера" была спешно переименована в "ночное привидение". Бесшумно подкрадываясь на максимально малых высотах, "У-2" сеял смерть с максимальной эффективностью. А славный боевой путь членов Алма-Атинского аэроклуба закончился далеко на Западе – в предместьях Праги.
Фото из архива
19.07.2014 1739 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Источник: http://uniquekazakhstan.info Рубрика: Медиаклуб Категория: Казахстанские
Теги: ДОСААФ, Алма-Атинский аэроклуб, У-2, авиаспорт
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Те, кто в майках и трусах, - это наше,...
154 года назад родился Владимир Ильич Ленин. Как...