Тимур Артюхин: Наш уровень будет расти, к нам будут приезжать сильные спортсмены
![]() |
Как
Тимур Артюхин. Если вы слышите это имя, значит вы наверняка находитесь в горах или какой-либо другой живописной местности. В свои 28 лет он является мастером спорта по спортивному ориентированию и многократным чемпионом Казахстана, а с недавнего времени и ультрамарафонцем. Конкретно бегом по пересеченной местности увлекся в 2007 году. И вот теперь он является одним из главных учредителей «Федерации Скайраннига и Трейлраннига» в Казахстане.
– Как зародилась идея о том, чтобы организовывать беговые мероприятия в Алматы?
– В 2007 году я познакомился с Вадимом Винокуровым и командой «Экстремальной атлетики». Тогда было не так много стартов. Мы объединились с ними, чтобы делать забеги. Трейлраннинг схож со спортивным ориентированием, поэтому мне понравилось.
Вся история «Экстремальной атлетики», выходцами из которой мы являемся, заключается в «Kazakhstan Adventure Race», в первые прошедшая в 2006 году – мультиспортивная гонка. С тех пор все пошло и поехало.
– И как образом пришла идея о создании Федерации?
– 2015 год показал большой интерес. В начале года даже мыслей не было о федерации. Мы просто проводили соревнования. А потом пришли к выводу, что людям нравится. Раньше, если соревнования набирали по 20-30 человек, все удивлялись «как много!», то сейчас каждый забег с легкость набирает 200-300 человек. Так и вышло, что в ноябре этого года появилась «Федерация Скайраннига и Трейлраннига». Эти виды спорта надо серьезно развивать здесь, в Казахстане. То есть присваивать разряды, создать команду сильных спортсменов, получить сертификат, чтобы старты были не только локальными, но и международными. Для мирового сообщества, Казахстан – новый регион. Наш уровень будет расти, к нам будут приезжать сильные спортсмены. Большая выгода для обеих сторон.
Очень важно выдавать спортивные разряды. Это будет стимулировать бегунов. В России сейчас это работает, а у нас этого нет, т. к. до недавнего времени не было и федерации, которая бы этим занималась.
Наши соревнования так же привлекают иностранных участников за счет неплохого уровня их проведения и интересной местности. Но чтобы им сюда приезжать, трассы должны быть сертифицированы, чтобы человек из-за границы знал, что мы члены Международной федерации скайраннига и трейлраннинга, а значит у нас все по правилам. В добавок, участие в подобных забегах приносит очки. Еще один стимул поехать на новую гонку. Так же, плюс – в поддержке государства: в организации карет скорой помощи и МЧС.
Наша местность уникальна тем, что на ней мы можем провести три основные дисциплины классического скайраннига: вертикальный километр, скай-рейс (до 30 км), и скай-марафон (от 30 км и выше). Это редко кто себе может позволить.
– В связи с большим наплывом желающих попробовать себя в этих видах спорта, будет ли в следующем году ограничение по количеству участников?
– Думаю, да, подобная практика будет. Например «Alatau Trail Running» свободная трасса, которая всем по силам. Но буду и такие старты, как «Тенгри Ультра Трейл», на которых мы будем вводить жесткое ограничение. Даже сама подготовка на длинных дистанциях должна быть рассчитана на определенное количество человек: питание по дистанции и количество судей. Конкретно на «Тенгри» будет ограничена дистанция только в 70 км. Лимит на этот километраж будет 12 часов, плюс два кат-оффа. Чтобы их пробежать необходимо будет принять участие за последние три года хоть в одном марафоне, или быть финишером прошлогодних 50-ти километров. Человек должен быть подготовлен. Тем более в этом году трасса была в виде двух кругов, а в следующем, фактически, будет один большой. 15 и 35 км будут открыты. Скоро будет готов отдельный сайт Tengri Ultra KZ.
– Сколько в следующем году ожидается людей?
– Небольшие старты, на мой взгляд, будут набирать от 300 до 500 человек. А на «Тенгри», трейлраннинговый забег самого большого масштаба, я ожидаю от 700 до 1000. На 70 км думаю, пойдет около ста человек, на 30 км около трехсот и остальные на 15 км. Очень интересное мероприятие. Сейчас разрабатываем пакеты для участников, в которые будут включены и стоимость проезда, трехразового питания, палаток, спальных мешков и самого участия. Это выйдет не дороже, чем если бы человек сам все искал и покупал.
Что касается скайраннига, то там планируется «Sky Run Fest» (три дня подряд) и «Забег Дружбы» (от БАО до Иссык-Куля).
– А что насчет «Cosmos Up-Hill'а»? Многие интересовались, почему его нет в списке мероприятий на будущий год...
– «Космос» уже по сути является ежегодным, поэтому он точно будет и в следующем году. А почему не было в списке? Потому что не все мероприятия будут проводиться под эгидой федерации. Те забеги, которые мы презентовали, будут организованы нами. А такие соревнования, как «Космос» и Мультигонка будут проводиться спонсором. «Экстремальная Атлетика» никуда не делась. У нее есть собственные старты и эти забеги придумали они. Тем более «Космос» не тянет на скайраннинг и на трейлранниг... Промежуточное звено – ап-хилл. Что касается календарного плана, то он должен быть очень жестким. Скоро план будет опубликован. А по «Космосу» ничего не известно. Дата определится в последний момент, по желанию спонсора.
– Вы знаете большинство подающих надежды или уже профессиональных спортсменов... Сколько человек наберется на звание «сильного спортсмена, способного представлять Казахстан на мировой арене»?
– Думаю, среди девушек наберется 4-5 кандидаток. У парней, как минимум, 10 человек.
– Могли бы вы назвать имена?
– Из начинающих и подающих надежды, это Дармен Кусманов, которые показывает хорошие результаты. Так же Аггей Скопин, который неоднократно выигрывал различные забеги. Ильяс Галимбеков, Вадим Винокуров, не хотелось бы списывать со счетов и самого себя... Так же Чингиз Байкашев – сильный спортсмен. Павел Артюшенко, Грегорий Шейко – уже опытные спортсмены.
Среди девушек выделяется Эльза Тейш, Юлия Полякова, Милана Абитаева. Мария Власова сильная спортсменка, но за границу ей будет сложно выезжать, потому что она военнообязанная.
Идея нашей федерации – вести учет спортсменов. Чтобы не один раз, а периодически мы бы видели определенных спортсменов на соревнованиях стабильно в тройке. У нас много сильных людей. При нахождении спонсора мы соберем небольшую, но хорошую команду – 3 парня, 3 девушки. Конечно это не будет все сделано в следующем году. Но найти спонсора не так важно, как сделать все свои соревнования на уровне. Организовать по 2-3 забега в году по всем международным правилам, которые будут приносить очки.
– Вы бывали на соревнованиях за границей, наблюдали за бегунами из других стран... Какие шансы у наших казахстанских спортсменов?
– С ними сравнивать нас еще рано, потому что там все работает уже годами, десятилетиями. У них уже есть выступающие профессионалы. В этом плане их спортсмены на голову сильнее наших. Но если брать любителей – то мы не хуже. Стоит обратить внимание на людей, которые работают 6 дней в неделю и все равно находят время и силы, чтобы тренироваться. На уровне любительских стартов – у нас есть все шансы.
Поездка в Турцию дала результаты: наши любители показали хорошее время, не смотря на то, что бежали подобные дистанции впервые. В будущем они будут еще сильнее. Готовиться есть где и есть с кем. Надо просто делать...
– Касательно общественных тренировок... Сборы по подготовке на пик Амангельды будут продолжаться непосредственно до самого соревнования. А что дальше?
– Да, сейчас мы раз в неделю проводим тренировки для всех желающих. Подготавливаем людей к высоте и нагрузке. Но в дальнейшем устраивать подобное будет сложнее и бессмысленнее, за счет неэффективности для большинства людей. Просто многие вообще не готовы к бегу в горах. Мы их к этому готовим. Даже элементарно одеться по погоде в горы может не каждый...
А в следующем году будут организованы тренировочные лагеря. Идея будет выглядеть следующим образом... на праздники или выходные будет объявляться о том, что где-либо за городом будет организован тренировочный лагерь. Каждый желающий может оплатить фиксируемую сумму и получить транспорт, тренировки и лекции по разбору трассы и т. д.
Таким образом люди будут гораздо больше находиться в месте, приближенном к условиям соревнований. Это даст больше пользы. Однозначно на Наурыз будет организован лагерь на Или. Сейчас мы продумываем систему скидок. К следующему году будут готовые решения. Приоткрывая завесу тайны, мы хотим сделать один из лагерей в районе Хан-Тенгри. Интересно бегать, когда перед тобой стоит семитысячник-гора, в два раза выше наших гор. Это не так далеко от города, около 500 км. Будем показывать людям как готовиться, давать советы, проводить мастер-классы и семинары. В следующем году их будет гораздо больше.
– Что можете сказать напоследок для наших читателей?
– Учитывая все экономические и финансовые кризисы, не у всех есть возможность поехать за границу побегать. И одна из целей федерации, повторюсь, сделать наши забеги не хуже чем где-либо. Да, они менее раскручены и менее известны. Но в плане организации и местности они не уступают заграничным. А в некоторых параметрах мы даже превосходим соперников: наши соревнованиях проводятся в среднем в часе езды от города. Очень мало мировых забегов, где бы люди могли добраться до место проведения забега так быстро.
Да и все соревнования мы стараемся разнообразить и делать в новых местах. Даже те, кто участвовал в Тенгри в этом году, половина из участников никогда и не были на реке Или, в ущелье Тамгалы Тас. В следующем году будет множество стартов которые делают и "Алматы Марафон" и Федерация триатлона. По сути, следующий год будет очень насыщенным и интересным. Каждый найдет себе забег по душе: и дорогие старты, и бесплатные, и промежуточные, бег по пересеченной местности или асфальту...
Раньше была проблема найти гонку. Невольно думалось «Блин! Где бы поучаствовать?», то сейчас возникает проблема иного характера: «Блин! Где бы найти время, чтобы во всех забегах поучаствовать?».
– Будете ли Вы сами участвовать в "Алматы Марафоне"?
– Да, я побегу 42 км. Сейчас разговариваю с организаторами. Они хотят делать пейс-мейкеров. Пейс-мейкер – это такой человек, которому выдается красивый надувной шарик, на котором написано время, за которое он пробежит 42 км. Каждый желающий, знает, что если он будет бежать рядом с пейс-мейкером, то прибежит за то время, которое написано на шарике. Либо больше, либо меньше. Это даст возможность новичкам регулировать темп.
Мое лучшее время на "Алматы Марафоне" по дистанции 42 км – 3 часа. Но я пока не знаю, с каким шариком побегу.
– Какие у вас есть личные цели на 2016 год?
– Поехать на гонку на Мон-Блане. Очки, которые я заработал в Турции дадут мне возможность пробежать там 120 км. Готовлюсь туда, ведь этот фестиваль негласный чемпионат мира. Если я пройду регистрацию, она как некая лотерея, и если все будет нормально, то я буду первым казахстанцем, который примет участие в этих соревнованиях. А они проходят с 2006 года.
06.12.2015



Автор: Екатерина ХРАМОВА Рубрика: Легкая атлетика Категория: Казахстанские Тематика: Легкая атлетика
Теги: Федерация скайраннинга и трейлраннига, Казахстан, Алматы, Тимур Артюхин, Вадим Винокуров, Tengri Ultra Trail
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Ноа Лайлз ответил, побьёт ли он когда-нибудь...
Олимпийский чемпион в беге на 100 метров...