Алексей Ни: Казахстан сейчас раздражает весь мир
![]() |
Главный тренер национальной сборной РК по тяжелой атлетике поделился мыслями перед предстоящими олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро.
|
2015 год для казахстанской сборной по тяжелой атлетике выдался результативным. Громко напомнили о себе забытые после двухлетней дисквалификации Асем Садыкова и Майра Файзуллаева на чемпионате Азии, Александр Зайчиков стал чемпионом мира в Хьюстоне, жирную точку в завершении спортивного сезона поставил триумф Ильи Ильина на Кубке Президента России в Грозном, где он установил два мировых рекорда.
Подводя итоги этого года, завершающего четырехлетний олимпийский цикл, главный тренер национальной сборной РК по тяжелой атлетике Алексей Ни в интервью рассказал о его главных событиях и работе, проведенной перед предстоящими олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро, а также о том, почему успехи Казахстана в тяжелой атлетике раздражают весь мир.
– Кубок президента России был последним стартом для казахстанских тяжелоатлетов в этом году. Но об итогах этого года цифры говорят сами – что подняли наши сборники, то подняли, отметил Алексей Ни. – Спортсмены, которые в дисквалификации пробыли два года, выступают на помостах. В прошлом году мировое первенство выиграл Жасулан Кадырбаев, в этом – Александр Зайчиков. Асем Садыкова (Сарсекенова) на чемпионате Азии стала бронзовым призером, взяла "бронзу" Файзуллаева. В общем, два года, которые они провели в дисквалификации, не прошли для них зря, они готовились и тренировались, и по результатам видно, что желание у ребят работать и развиваться просто огромное. Это наша вторая волна, первую – я говорю о Зульфие Чиншанло, Илье Ильине и других, после чемпионата мира в Алматы – мы на некоторое время убрали в тень. Если бы мы дали им возможность выступать, то Зайчиков не стал бы чемпионом мира в Хьюстоне. Мы распределили силы иначе, и Зайчиков стал чемпионом в США, а Ильин победил на Кубке президента России. Если бы Чиншанло поехала на чемпионат мира, то Елисеева бы не выступила. Так что главным было посмотреть наши возможности, потому что если мы знаем, на что способны Ильин и Чиншанло, а Елисееву и Зайчикова надо было еще проверить. Такой был подход ко всем, мы дали возможность показать себя тем, кто не выступал, кто был вторыми номерами сборной. Важно было посмотреть их в борьбе, в мясорубке, ведь то, что они могут показывать на тренировках, ничего не значит, это для меня пустой звук.
На Олимпиаде в Рио будет не просто борьба, а настоящая война, поэтому туда поедут по-настоящему подготовленные спортсмены. И вот сейчас мы имеем большую скамейку, у нас хороший выбор – 10 человек уже получили допуск и еще два на подходе, а всего четыре лицензии. То есть конкурс получается три человека на место, и это только среди женщин. А еще 16 среди мужчин уже допущены и еще двое могут добрать в следующем году. Получится тоже три человека на место. Так что конкуренция постоянная тут. Можно сказать, что это уровень Китая. Это очень важно для меня, мы достигли того, чего я и хотел и чего не было в прошлом и позапрошлом олимпийских циклах. Не было у нас еще такой конкуренции и такого резерва, как сейчас. Не было такой поддержки от всех структур, чтобы получились волны. Не единицы, как Храпатый, Филимонов, Ильин в предыдущих циклах, а чтобы мы получили одну волну за другой. Поэтому первая волна, которая сделала Лондон – Чиншанло, Манеза, Подобедова и Ильин – четыре человека, образовала вторую – Кадырбаев, Утешев, Зайчиков, ну и легионеры. В этом цикле Нижат Рахимов только из легионеров отличился. Причем мы в этом цикле никого уже не приглашали из иностранцев – Рахимов приехал сам.
Очень много после Лондона было приглашений от спортсменов из разных стран, но мы решили никого не брать, потому что подросли уже наши казахстанские спортсмены, и мы хотели за четыре года их подготовить, что мы и сделали. А Рахимов приехал в 2013 году, и мы знали, что он парень стоящий еще по выступлениям среди юниоров и юношей. В выборе легионеров приоритет только у тех, кто может добыть медали на чемпионате мира и олимпийских играх, потому что на Олимпиаде не у всех наших уровень как у Ильина, например, но если взять все 10 лицензий, то чем больше медалей, тем лучше для страны. Поэтому у нас и такой ориентир, такой подход к натурализации спортсменов. Вот Рахимова только одного и взяли, хотя было еще четыре претендента на его место, которые потенциально могли принести медали. Но они бы закрывали дорогу нашим спортсменам – тому же Зайчикову или Елисеевой. Смысла в этом нет, ведь тренеры выращивают ребят с самого детства, и мы отдаем предпочтение нашим. Сейчас мы, используя свои силы плюс уже наших Чиншанло, Манезу, Подобедову и натурализованного Рахимова, готовимся. Кто попадет в олимпийскую сборную, не могу сказать заранее, впереди еще жесткий отбор, и где-то за два месяца до Рио будет проведен чемпионат Казахстана, где будет все прозрачно, и разыграются лицензии по рейтингу. Поедут сильнейшие. Если Олимпийская чемпионка Майя Манеза проиграет Карине Горичевой, то поедет Горичева.
– Казахстанская сборная уже сейчас представляет большую угрозу командам других стран. Не опасаетесь ли вы каких-то провокаций со стороны соперников? Ведь может быть разыгран еще какой-нибудь допинговый скандал, такое ведь делается.
– Всегда опасаемся такого и даже больше: мы боимся этого. Поэтому мы и ползаем на пузе. Если бы не боялись, то шлепали золотые медали на всех подряд соревнованиях, причем, в двойном количестве. Потенциал большой, но просто надо нам доползти до Рио. Сейчас Казахстан раздражает весь мир. Невозможно сделать за один цикл и одной Лондонской Олимпиадой, чтобы нас признали. Нужно как минимум два-три цикла, чтобы лидерство на олимпийских подмостках уже стало традицией. Почему-то китайцы выигрывают, как в Лондоне пять золотых медалей, и ничего, для всего мира это уже в порядке вещей. Даже тогда некоторые сокрушались, что пять – это как бы маловато. А казахи четыре медали взяли, сразу началось обсуждение и пересуды о том, отчего и почему мы так "вдруг" поднялись. В Пекине китайцы взяли девять золотых наград из 15. 10 человек – максимальное количество участников, и они девять золотых медалей взяли и одну серебряную. И ничего, никаких обсуждений. Почему? Потому что Китай каждый цикл выигрывает медали пачками, и мир уже этим не удивишь. Я хочу тоже, чтобы если не китайском уровне, то три-четыре "золота", выигранного казахстанскими тяжелоатлетами, было нормой. Тогда уже не будет такого, чтобы на нас ополчился весь мир, как было после Лондона.
– Есть ли какие-то меры предосторожности, способы защиты от этого?
– Есть, конечно, но если против тебя весь мир, то очень сложно.
– Эти меры очень дорогие?
– Дело не в средствах. Мы не Россия, и не США, и не Китай. Мы – Казахстан, молодая страна, которой всего 25 лет будет. И если против нас поднимутся некоторые страны, я не буду их называть, то будет нам очень сложно. Вы же видели в Хьюстоне, как засуживали, когда судейство засчитывало баллы, а жюри их потом отменяло? Это уже первый сигнал. Я хочу, чтобы нас не боялись или мы кого-то раздражали, я хочу, чтобы Казахстан уважали после Рио, и медали наши воспринимали спокойно. Это моя цель. Когда Россия выигрывает или Китай, для всех это нормально, а когда мы, то каждую медаль начинают анализировать: что, почему, как и откуда. А сделать какое-то одно соревнование золотым, металлоемким, большого труда не стоит. Нам нужна в достижениях константа, и здесь большая роль отведена нашей федерации, министерству спорта, дирекции штатных команд, которая нас непосредственно готовит. Федерация отвечает за внешнюю политику, и я считаю, что очень хорошо эта работа ведется. На очень высоком уровне проведен Чемпионат мира, многие говорят, что лучше, чем в Алматы, просто не помнят, когда проводился, и хьюстонский с нашим не может сравниться даже. Президента казахстанской федерации Жаната Тусупбекова выбрали членом исполкома международной федерации, большие усилия он прилагает. Все только совместными усилиями возможно. Я ведь только тренер, и я могу, допустим, сделать одно соревнование. Как мы в Лондоне подготовились, дали результат, а потом что? Потом был 2013 год. Можем мы, например, сейчас шарахнуть, а что дальше? Так что впереди долгосрочная работа, чтобы Казахстан в тяжелой атлетике весь мир признавал так же, как в боксе. Почему наши боксеры на всех чемпионатах и олимпиадах выигрывают золотые медали, и ни у кого нет вопросов? Потому что это казахстанский бокс, и его уже знают все во всем мире. Наша задача – поставить тяжелую атлетику в один ряд, и я свою задачу вижу в этом. Традиции, которые мы заложили и пытаемся укрепить, должны дальше продолжаться и быть постоянными.
23.12.2015



Автор: sportinfo.kz Источник: http://today.kz Рубрика: Тяжелая атлетика Категория: Казахстанские Тематика: Тяжелая атлетика
Теги: тяжелая атлетика, тренер, Алексей Ни, Зайчиков, Илья Ильин
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
В Федерации тяжёлой атлетики высказались по...
Спортсмена лишили золотой олимпийской медали...