Быть хорошим человеком ты обязан
![]() |
Болат Сербаевич Тулегенов, тренер-преподаватель по футболу с 45-летним стажем, считает свою работу предназначением, живет, придерживаясь правил трех "не" – не сдаваться, не унывать и не оглядываться назад. Болата Сербаевича мы встретили во время тренировки юных футболистов на поле ЦСКА, где он рассказал нам о своем жизненном пути, непутевых родителях, любви к футболу и семье…
– Работать с мальчишками не так-то просто. Что предопределило ваш выбор и послужило примером при выборе столь нужной и важной профессии, как детский тренер?
– Учась в сельской школе, на уроках физкультуры, охватываешь все виды спорта – и легкую атлетику, и футбол с волейболом. В школьные годы я проявлял интерес к спортивным играм и выступал за команду юниоров Алматинской области по легкой атлетике, где специализировался в-основном на дистанциях 800 и 1500 метров. В 1961-м в составе сборной Казахстана принимал участие в I Всесоюзном турнире по легкой атлетике на призы газеты "Известия", проходившем в Москве. Было очень много участников из разных городов, но мы не подкачали и выступили хорошо. Мое занятие спортом и легкой атлетикой внесло значительный вклад в выбор профессии, а примером мне служил мой первый тренер Кайрат Карпиков – учитель физической культуры, легкоатлет.
– Вы выбрали нелегкий, но благородный труд, а за что полюбили футбол?
– А футбол в ауле считался главной, народной игрой, мы, дети, сломя голову бежали за круглым клетчатым мячом. Футбол – это такой вид спорта, где преобладают эмоции, восприятие, мышление, за футболом стоит многое. Он объединяет многих людей разных профессий и возрастов, делая их коллективными и общительными. Плечо партнера, чувство, что ты не один и тебя всегда поддержат.
– Ваш опыт, опыт ваших коллег – большая ценность, и читателям
– В 1965 году после моего возвращения из армии мне предложили должность учителя физкультуры в моей родной школе. В то время в школах были различные секции, мне всегда были ближе командные, игровые виды в отличие от единоборств. Я решил вести секцию футбола и создал школьную футбольную команду.
В 1967 году по областям стали открываться спортивные школы, и меня пригласили в детскую спортивную школу в Жамбылском районе на должность тренера по футболу. И с тех пор я предан футболу.
В 1986 году открылась областная школа в Табаксовхозе и директор Константин Иванович Муратиди пригласил меня там работать. Мне повезло, что из проработанных 45 лет 40 я работал со сборной Алматинской области.
С сентября 1967 года в моем первом наборе был Нурлан Насыров (1955 года рождения) – игрок сборной Союза по юниорам. Он принимал участие в турнире "Дружба" среди социалистических стран, проходившем в Корее. Мальчишка с хорошими данными из Талгара Александр Хапсалис впоследствии играл в алматинском "Кайрате", московском и киевском "Динамо". Также у меня занимались Анатолий Фадейкин, Асхат Кадыркулов – игрок молодежной и национальной сборных Казахстана, выступавший и за московский ЦСКА. Асхат – один из первых футболистов Казахстана, игравший в России, но пробыл он там недолго, около года. Дала знать о себе полученная травма. Сейчас Кадыркулов работает тренером "Сункара". А вот Ерлан Уразаев несколько отошел от спорта, но это игрок, ездивший в составе молодежной сборной Казахстана на чемпионат мира в Нигерию и забивший там единственный гол. В свое время тренировался у нас и известный нынче казахстанский футболист Жамбыл Кукеев.
– Болат Сербаевич, а вы могли бы сравнить эффективность тренировочной системы во времена СССР и в наше время?
– В СССР была четко поставлена система спортивной подготовки, представляющая собой регулярные учебно-тренировочные занятия и соревнования. И все это целенаправленно работало на протяжении ряда лет. Когда-то в Алматы была школа-интернат №8, куда стекались все одаренные молодые таланты. Школа работала весьма продуктивно, из нее вышли многие хорошие футболисты. Тренером был Евгений Иванович Кузнецов, внесший неоценимый вклад в развитие нашего футбола. У наших соседей-россиян есть результат, так как они открывают много специализированных интернатов, проводят отбор среди детей со всей России, практикуются за рубежом. Я хочу сказать, что те же немцы-финалисты и победители самых крупных турниров пользуются нашей советской методикой, усовершенствовав ее. Известные специалисты в этой области говорят, мол, да, у нас была хорошая школа, но ее развалили и мы опустились, скатились слишком низко, остались у разбитого корыта. Было время, что и вовсе на соревнования не ездили, но теперь поднимаемся, медленно, но поднимаемся.
– Чего точно не хватает нашим футбольным функционерам для нормального развития стратегии футбола в стране, национальных сборных, резерва?
– Полноценно обеспечить организацию и управление системы спортивной подготовки, создать требуемые условия, находить более эффективные пути повышения спортивного мастерства. Также уделить внимание сельским школам. Города еще более-менее работают, а село как-то еле дышит. Придумывать особо ничего не надо, хотя бы воссоздать частично то, что было, поднять престиж детского тренера, и результат не заставит себя ждать.
– В чем, по-вашему, своеобразная аура и, возможно, даже трудовой подвиг детского тренера?
– А что может быть прекраснее, чем видеть ощутимый результат своего труда, например, как физически слабые, угловатые мальчишки превращаются в красиво сложенных, крепких молодых людей. Всегда говорю своим воспитанникам, что "если твоя звезда загорелась – будешь хорошим футболистом, а если нет – быть хорошим человеком ты обязан". И, что немаловажно, это любовь к детям. Приходят восьмилетние мальчишки, впервые выходят на поле. Это здорово – видеть 25 пар горящих глаз, ждущих от тебя чего-то, на протяжение 8–9 лет обучения помогать им добиваться по крупицам хотя бы маленьких успехов, подниматься в своем мастерстве еще на одну ступеньку, быть для них и мамой, и папой, и другом, и советником, и наставником. Труд тренера не легок, мы же не стахановцы. Наш труд не измеряется выполнением рекордной нормы за смену. Главное – это любовь к молодежи, желание помочь ей стать сильной, умелой, выносливой. Когда на чемпионатах мира и Олимпийских играх поднимается флаг Казахстана и играет гимн, это и есть подвиг детского тренера и гордость народа.
– Какой ваш самый неординарный поступок?
– Как-то произошел такой случай. Была обычная тренировка, и к моему воспитаннику пришли родители и подозвали его к себе. Он подошел ко мне спросить моего разрешения, но я сам подошел к родителям и спрашиваю: "Вы кто?". Они говорят: "Мы – родители", а я говорю с серьезным видом: "А он сказал мне, что у него нет родителей, он сирота". Они в шоке, оправдываясь, начали говорить: "Как сирота? Мы его родители, я – мама, а я – папа". И я сказал им: "За шесть лет вы ни разу не были на тренировке, не узнавали про успехи вашего сына, это вы его мама и папа получается, что ли? Я проверяю его домашнее задание, как он одет, по погоде ли, накормлен ли, с кем проводит время. Я знаю весь круг его общения, а вы говорите что вы – родители". Они, как и некоторые другие, сослались на занятость на работе, усталость от напряженного дня и прочие проблемы. Вот так порой бывает, мы заменяем родителей.
– Какие возрастные особенности у юных футболистов, с кем интереснее работать?
– Дети есть дети, и в каждом возрасте они по-своему хороши. Ребята младшей возрастной категории – все еще дети с присущими им детскими шалостями и задором. На тренировке, когда я объясняю задание, они между собой переговариваются о недавно увиденном мультфильме, выглядит это достаточно забавно. Порой на утреннем занятии я даже давал им десять минут на разговоры для обсуждения того, что привело их в восторг и чем бы они хотели поделиться. Бывает, что они один день ходят, другой – нет, сегодня загорелся, а к следующей тренировке потух. Сейчас детей на соревнованиях сопровождают все их родственники – бабушки, дедушки, тети "болеют", плачут вместе с детьми, и дети стараются оправдать их надежды. Вообще же возраст мой уже не тот, поэтому нынче предпочитаю более самостоятельных пацанов 14–15 лет. Здесь уже другая работа, и они подходят к ней более ответственно, с умом.
– Вы выбрали футбол, а была ли альтернатива вашей профессии?
– В детстве я очень любил рисовать, придя с уроков, первым делом брался за краски. Родственники пророчили мне будущее художника. Учась в средней школе, ездил на пионерские слеты. В то время к нам в село приезжали художники в художественное училище и рисовали этюды масляными красками, где каждый взмах кисточки превращал рисунок в произведение искусства. Порой бывает и жалею о том, что не продолжил свое увлечение, но чему быть того не миновать. Значит, судьба даровала мне это предназначение – быть детским тренером. Мой стаж работы на этом поприще уже 45 лет.
– Как сложилась ваша семейная жизнь?
– Мою супругу зовут Аскерхан. Это наш домашний клад, наш тыл и стержень. Старшая дочь Аида стала не так давно бабушкой моей правнучки Рании. Есть сын Темирлан и младшая дочь Сауле. Так что я очень счастливый дедушка – у меня уже двенадцать внуков и внучек.
– Ваш лозунг, с которым вы идете по жизни?
– Это правило трех "не". Не сдаваться, не падать духом, не оглядываться назад.
01.12.2014



Автор: sportinfo.kz Рубрика: Персона Категория: Казахстанские Тематика: Футбол
Теги: футбол, Казахстан, резерв, Тулегенов Болат Сербаевич
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
10 лет Sportinfo.kz: Fair Play и в спорте, и в...
Популярность Sportinfo.kz начала расти....