Дмитрий Фофонов: У «Астаны» есть хорошая традиция побеждать!
Фото: Astana Pro Team, архив Дмитрия Фофонова |
Спортивный директор "Астаны" Дмитрий Фофонов, в интервью
Уже прошла неделя, как отгремел праздничный салют на Елисейских полях в честь победителя 101-й версии "Тур де Франс" итальянца Винченцо Нибали и казахстанской команды "Астана", но мы еще долго будем вспоминать, и делиться подробностями этой по-настоящему исторической победы. Как известно, велоспорт – это командный вид спорта и заслуги всех гонщиков нашей команды в этом успехе невозможно переоценить. Казахстанцы Максим Иглинский и Дмитрий Груздев, украинец Андрей Гривко, голландец Льюве Вестра, эстонец Танел Кангерт, датчанин Якоб Фульсланг, итальянцы Микеле Скарпони и Алессандро Ваннотти на протяжении трех недель контролировали гонку. 19 этапов они защищали желтую майку и, несмотря на травмы и падения, продолжали работать до самого победного финиша в Париже.
И, конечно же, эта победа была бы невозможна без поддержки государства, спонсоров, руководства, спортивных директоров и всего персонала нашей большой команды. Мы связались со спортивным директором "Астаны" Дмитрием Фофоновым, который ответил на наши вопросы и поделился своими впечатлениями.
– Здравствуйте, поздравляем с этой исторической победой! "Астана" уже побеждала с Контадором на Туре, эта уже шестая победа на Гранд-турах для нашей команды. Но все-таки нынешняя победа особенная как для команды и руководства, так и для болельщиков!
– Добрый день, спасибо! Да, конечно же, особенная. В предыдущие годы команда была под руководством, так скажем, легионеров, не будем называть всем известные имена в мире велоспорта. В этом году командой управлял казахстанский состав во главе с Александром Винокуровым, и это очень важно для будущего нашей команды. В этом году исполняется 100 лет велоспорту Казахстана и победа нашей команды на "Тур де Франс" – это хороший подарок для всех кто болеет за велоспорт.
– Вы были непосредственно на месте событий и в качестве спортивного директора проехали вместе с гонщиками эту гонку. Поделитесь впечатлениями, как вы оцениваете эту победу?
– Конечно же, в первую очередь это победа всего коллектива: механиков – работавших порой до двух ночи, чтобы подготовить технику, врача – восстановившего Фуглсанга после жесточайшего падения на большой скорости, массажистов, остеопата, пресс-атташе, спортивных директоров, тренера Паоло Слонго. Все работали с полной отдачей ради одной общей цели – привезти желтую майку в Париж.
– Как команда отпраздновала победу после финиша в Париже?
– Елисейские поля, награждение, море поздравлений, шампанское рекой и в завершение почетный круг на велосипедах по "Champs Elysée". Вечер, а точнее ночь, в ресторане, где собрались все партнеры и спонсоры команды Раимбек Баталов, Нурлан Смагулов и гонщики традиционно с семьями. Господин Келимбетов зачитал поздравительное письмо Президента Нурсултана Назарбаева и поздравил Винченцо и всю команду с большим успехом и грандиозной победой на "Тур де Франс".
– Назовите главные факторы, за счет которых Винченцо Нибали добился такого подавляющего преимущества над соперниками?
– Во-первых, это – холодная голова в подходе и подготовке. Во-вторых – сильная команда: каждый гонщик был превосходно готов физически и морально, а спортивные директора тактически грамотно вели гонку. В-третьих – любовь к своему делу и вера в победу.
– 19 дней в желтой майке и четыре победы на этапах это просто невероятно! Наверное, никто не ожидал, даже сам Нибали, что у него будет такое подавляющее преимущество над соперниками?
– Невероятно, но это факт: со времен Эдди Меркса еще никто не проводил столько дней в желтой майке и также победитель не выигрывал четыре этапа за один Тур. Последним итальянцем, побеждавшим на Туре – был Марко Пантани в 1998 году. Конечно же, желать лучшего от этого Тура было бы уже излишне.
– В этом году Нибали изменил свой календарь, и по настоянию Винокурова поехал не "Тиррено-Адриатико", как в прошлые годы, а "Париж-Ниццу". Много было работы в горах в условиях высокогорья, как видим, все это помогло добиться успеха. Но ведь до Тура капитан нашей команды не показывал серьезных результатов, была ли какая-то боязнь того, что он не потянет Тур, существовал ли план "В"?
– Да, календарь был изменен в рамках стратегического плана подготовки к Туру. Мы не хотели форсировать подготовку Винченцо, поэтому Александр убедил его не ехать "Тирено-Адриатико". Нибали, как действующий победитель домашней гонки испытывал бы давление и ответственность перед своими болельщиками.
Так что к цели шли планомерно и без паники. Уже на "Критериуме Дуфинэ" было видно, что команда в порядке: первое командное место и победа на этапе. Винченцо еще не вышел на пик формы, в то время как его основные соперники Фрум и Контадор находились уже на топ уровне. До первой горы Тура было еще три с половиной недели, и Винченцо, под грамотным руководством Слонго, правильно их использовал для завершающей подготовки.
– Всего три гонщика примерили желтую майку на нынешнем Туре. Насколько было трудно сохранять команде желтую майку на протяжении 19-ти этапов? Как мы видели на примере Фрума и Контадора, все могло поменяться в любую секунду.
– Это велоспорт, везение – не маловажный фактор. Везет, как известно, всегда сильнейшим.
Падения Фрума или Контадора – не групповые падения, когда гонщики попадают в общий замес, а одиночные падения. Сказалась нервозность, неуверенность в возможности отыграть потерянные на первых этапах минуты и как результат – потеря бдительности.
Тот факт, что желтая майка была завоевана уже во второй день гонки и последовавший неудачный для соперников этап на брусчатке нанесли большой психологический удар конкурентам.
– Как вы оцениваете выступление наших казахстанских гонщиков Максима Иглинского и Дмитрия Груздева?
– Ребята отработали на все 100. Максим отличился на брусчатке, я стоял на втором секторе для подстраховки с колесами. В этот момент он помог переложиться Нибали к Фульсангу и победителю этапа Ларсу Буму. У Иглинского были все возможности побороться за победу на горных этапах, но он приложил все силы для победы капитана команды. Дима в этом году прогрессирует, он сделал большой шаг вперед, что нас очень радует. На равнине он был просто локомотивом нашей команды. Приобретенный им опыт и проделанная работа во время Тура в скором будущем дадут свои плоды.
– Как вы считаете, какой этап был решающим на пути к победе? Многие сходятся во мнении, что им стал пятый этап с участками брусчатки знаменитой "Париж-Рубэ"?
– Да, согласен, бельгийский этап стал решающим. Команда доказала, что она лучшая на Туре. На этом этапе мы добились большого преимущества над всеми соперниками.
– Говорят, что Нибали, после того как завоевал желтую майку на втором этапе, не меняя, проехал в ней до самого финиша в Париже?
– Да, он каждый день получал новую, но все равно продолжал ехать в своей первой майке завоеванной после победы на втором этапе. Стирал ее, конечно, каждый день.
– Президент Федерации велоспорта Казахстана Кайрат Келимбетов в интервью телеканалу "Евроспорт" сказал, что существует вероятность проведения в следующем году нескольких этапов "Тур де Франс" на территории Казахстана? Есть ли у вас какая-либо информация по этому поводу?
– Если наш президент говорит, что такая возможность существует, значит, ведется работа над таким проектом.
– Сейчас много новостей о переходах гонщиков, нас же особенно радует приход в команду троих молодых казахстанских велосипедистов из континентальной команды "Астана-2". Илья Давиденок, Бахтияр Кожатаев и Максат Аязбаев уже в конце года присоединятся к основной команде. Не рано ли им в высший дивизион, справятся ли и они с такими нагрузками?
– Ребята уже не первый год в "Астана Конти" и к ним давно присматриваются. Сейчас пришло время пробовать себя на другом уровне. Москва не сразу строилась, не у всех гонщиков получается сразу переключиться, разница в уровне колоссальная. Чтобы перейти на следующую ступень в "Про Туре", нужно еще пару тройку лет провести на этом уровне. Не все феномены.
– Кто из наших гонщиков основного состава "Астаны" может вырасти в многодневщика? Может быть, кто-то из молодых "выстрелит"?
– Сейчас таких гонщиков очень мало, и трудно сказать, кто есть кто. Например, в Италии был провал, сейчас есть Нибали и подрастающий Ару. Даже французы поднимались на подиум последний раз в 1997 году, сейчас у них сразу двое гонщиков в первой тройке. Так же и у нас появятся еще Винокуровы, только нужно время, цели и терпение.
– Вы впервые участвовали в качестве спортивного директора на "Тур де Франс"? Какой опыт вы получили?
– Это уже мой второй "Тур де Франс" в качестве директора. Прошлогодний Тур сильно отличается от нынешнего. В предыдущем году у нас стояла цель вывести Якоба Фульсанга в десятку сильнейших, по нашим расчетам он должен был закончить гонку в первой пятерке-семерке и выиграть один из этапов. Он выполнил поставленную задачу, войдя в первую пятерку общего зачета. Задача была выполнена маленьким составом, так как полкоманды осталось за бортом из-за падений. В этом году у нас были другие амбиции. Находясь по другую сторону велосипеда, на многое смотришь другими глазами. Будучи гонщиком, многие вещи просто не замечаешь. Опыт нужен во всем, у нас есть опытные директора Шефер, Седун и Мартинелли. У них уже не один Гранд-тур за плечами, так что есть чему учиться.
– Ваши ближайшие планы? Примете ли участие как спортивный директор в Азиатских играх и Туре Алматы?
– Сейчас еду с командой на "Тур Дании". На Азиатских играх ответственными будут Кайрат Байгудинов и Дмитрий Седун. "Тур Алматы", конечно же, есть в планах. Тем более, Алматы – мой родной город!
– Спасибо за интересное интервью!
Напомним: Винченцо Нибали стал
Супермногодневка "Тур де Франс" прошла с 5 по 27 июля. Гонщики проехали 21 этап общей протяженностью 3664 километра, включающих в себя: 9 – равнинных этапов, 11 – горных этапов, 1 – индивидуальную гонку на время и два дня отдыха.
На старт "Тур де Франс-2014" вышли 198 гонщиков представляющих 18 команд World Tour и четыре проконтинентальные команды. До финиша в Париже доехали 164 гонщика, 34участника многодневки в основном из-за падений и травм сошли с гонки. Всего четыре команды из 22 доехали до Парижа в полном составе, в числе которых оказалась и команда победителя гонки, казахстанская "Астана".
31.07.2014 1410 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Саулет БАЙТЕНОВ Рубрика: Тур де Франс Категория: Мировые Тематика: Велоспорт
Теги: велоспорт, Тур де Франс, Дмитрий Фофонов, Винценцо Нибали
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus