Футбольные «скифы»
Болельщики со стажем хорошо помнят знаменитые футбольные кричалки 80-х годов прошлого столетия… "Спартак" – это я! "Спартак" – это мы! "Спартак" – это лучшие люди страны!!!", "Кайрат" – лучше "Барселоны", Пеха круче Марадоны", Лучше нет команды в мире, чем "Днипро" на Украине" и другие. Это же, конечно, уровень высшей лиги. Что интересно, были свои кричалки и у клубов второй лиги чемпионата СССР. Например, у студенческой команды Казахского спортивного клуба института физической культуры (СКИФ). После победных матчей на стадионе и в родной "общаге" парней приветствовали друзья и подруги дружным хором: "Мюллер есть и есть Круифф, но лучше всех – команда СКИФ". Основал эту команду и пробивал ей место в чемпионате СССР заслуженный тренер РК Анатолий Гаврилович Колибердин. О себе и о том, как появилась, чем жила и почему угасла команда СКИФ, нам рассказывает сам Анатолий Гаврилович.
– Расскажите про свое футбольное детство?
– Футбольное детство у всех у нас было одинаковое. С улицы приходили в секции и детско-юношеские команды... Немного другая была структура в то время: были общества. Это – "Спартак", "Динамо", "Енбек", "Трудовые резервы", "Урожай", где-то около 10 ведомств было. В каждом ведомстве, не в обязательном порядке, но футбол, как основная популярная игра культивировался и детские команды набирались и участвовали в соревнованиях. Может быть, по-другому осуществлялся учебно-тренировочный процесс, но он был. Ребят всегда хватало. У нас в Алма-Ате функционировали в отличие от сегодняшнего дня (а это было всего 152 тысячи человек населения), были стадионы "Спартак", "Динамо", "Локомотив", "Медик" и множество мелких, то есть у всех были поля – на то количество людей этого было достаточно. А потом, имелись абсолютно дикие, травяные площадки, и процесс приобщения к футболу начинался с самого детства, с 10-11 лет... А потом кто-то занимающийся звал друзей, в секции записывались целыми дворами и классами. Я тоже играл на улице, были свои команды, соревнования двор на двор, улица на улицу, пятое-десятое, а потом подходит мой одногодка и говорит: "Пойдем, Толя, на "Спартак"?", ну я и пошел в 1952 году. В 1954 году уже стали юношами. В то время, а время было интересное, к нам в Алма-Ату из Акмолинской области был переведен, как ссыльный Николай Петрович Старостин. Было в Москве три знаменитых брата Старостиных: Андрей, Александр и, вот, Николай, которые отбывали по каким-то причинам большие сроки. Николай в 1953-1955 годах работал с детско-юношеской командой "Динамо" и со сборной командой Казахстана. Мне посчастливилось быть в составе этой сборной в 1954-ом году играть. Одна зона Союза из 6 команд проводилась в Алма-Ате, и мы принимали участие в этом чемпионате. В этом составе были Леонид Остроушко, Михаил Исаев, потом перешедшие в состав "Кайрата" и продолжавшие свое совершенствование долгие годы, но мне немного не повезло. Я в 1955 году очень сильно травмировал спину и после всю жизнь занимался футболом, но только тогда, когда позволяло здоровье. И все-таки в 2001 году меня этот радикулит достал, и мне пришлось сделать операцию только спустя 50 лет (смеется) – межпозвоночная грыжа. Но я окончил институт, поступил в 1955 году, когда почувствовал, что у меня в большой футбол дорога закрыта, в институт, окончил его и до 2005-го года, до 74 лет продолжал работать в Федерации футбола.
– У вас богатая футбольная биография и один из интересных моментов в ней – образование студенческой команды. Как, когда и каким образом появился СКИФ?
– В 1976 году я перешел на работу в Высшую школу олимпийского резерва высшего спортивного мастерства РДЮШВСМ, которая была при Спортивном комитете, и тогда был открыт центр олимпийской подготовки, который предусматривал отбор лучших ребят в возрасте 17-20 лет, то есть тех, кто заканчивал школу, или уже учился в институте. Некоторые из них уже играли в юношеских сборных Казахстана. Работало отделение футбола в Казахском государственном интернате. Мы имели право и располагали возможностью отбора лучших в республике в интернат, для того чтобы контингент олимпийской подготовки был централизованно обеспечен учебно-тренировочной работой. Но, совместно с Юрием Ястребовым проработав 2 года с этим контингентом, мы обнаружили главную проблему, которую не могли решить: чем занять перспективных юношей кроме учебно-тренировочной работы? Для них не было предусмотрено никаких мероприятий соревновательного характера, команда находилась "на питании" почти круглый год и не участвовала в состязаниях.
В 1978 году мы нашли выход из этого положения: я согласовал вопросы с Управлением футбола Казахской ССР и руководством школы, чтобы нас включили в чемпионат РК среди команд коллективов физкультуры, и с 1979 года мы участвовали в первенстве республики. Команда называлась "Смена". Название связано с тем, что все это задумывалось как подготовка резерва, обеспечение перехода из возраста детско-юношеского футбола во взрослый. Скажу, что в то время уровень чемпионата КФК был приличный, многие футбольные коллективы получали приличные зарплаты.
В 1979 году играли этой командой довольно-таки успешно в смысле обеспечения этих ребят игровой практикой: у нас тогда состоялось около 40 календарных игр, то есть мы вышли из прежнего положения, в котором готовили резерв для команды мастеров, не имея соревновательной практики.
Закончился 1979 год, и Федерация футбола СССР дополнительно всем республикам дала проведение чемпионата СССР для команд мастеров класса "Б". Нам была в частности дана 8 зона, и тем самым мы лишились того, что приобрели: команды мастеров – платные, штатные команды, это совсем другой статус. Нас не имели право включить, финансовых возможностей почти не было. Стали думать: могли бы так же остаться коллективом физкультуры, но они уже преобразовались в самостоятельную 8 зону. То есть команд, которые могли участвовать во всем этом деле, а вопрос стоял только о финансах, было 20 или 22 команды – сохранился тот же количественный контингент, но мы в него не попали. Пришлось думать и гадать, поскольку работа у нас была связана не только с учебным процессом, но и игровой практикой. Ребята заканчивали 10 класс, мы следили, кто учится, а кто не учится... Кто-то не имел практики, но всех их надо было куда-то определять. Выход нашелся один: договориться с руководством Казахского института физической культуры о том, чтобы по возможности, при сдаче всех экзаменов наши ребята поступали туда.
СКИФ – это студенческий клуб института физкультуры. Когда мы обратились к ним с просьбой, одновременно тот же вопрос решали с дирекцией школы спортивного резерва. Директор тогда был Владимир Шейдин, и с его позволения мы обратились непосредственно к Аманче Акпаеву – председателю Спортивного комитета Казахской ССР. И эта троица провела не одно совещание о том, как сделать так, чтобы мы вошли в состав 8-й зоны чемпионата СССР?
В результате и ректор института, и Акпаев дали добро, и был издан приказ комитета о том, что эта команда будет выполнять функции подготовки резерва и смены для команды "Кайрат" и всех остальных казахстанских клубов, которые образовали 8 зону – только после этого началась определенная работа.
– И все же решение о включении в чемпионат СССР должна была дать Москва…
– Да мы настроились реализовать свой смелый проект и были готовы уже выступать в составе 8 казахстанской зоны чемпионата СССР по футболу. Теперь вопрос был в том, как к этому отнесется Москва.
В январе 1980 года было принято решение лететь в Москву со всей документацией на включение нас в состав 8 зоны. Полетели туда с руководителем нашего Управления футбола Владимиром Толчинским и с небольшими подарками – ящиком знаменитого алма-атинского апорта. Вы знаете, что за сорт яблок апорт? Вы не можете помнить – когда эти румяные огромные яблоки вносили в комнату, такой сказочный запах стоял...
Федерация футбола СССР, оценив наш проект, пошла навстречу и включила СКИФ в состав участников чемпионата СССР. Финансовый вопрос нас, тренеров, не касался, но нам была предоставлена возможность круглый год иметь соревновательный процесс.
Но впоследствии мы начали сталкиваться с тем, что всегда люди хотят что-то ухватить, когда видят, что началась работа...
Идет подготовка, футболисты прибавляют в мастерстве и уже могут играть во взрослых командах. Но сразу был вопрос о том, что место, которое мы будем занимать, не главное – главное, то, как мы будем готовить смену, подрастающее поколение. Мы получили удобное для нас положение и к концу 1980-го года на наших ребят уже был спрос. Всех, как попало мы, естественно, не отпускали, но тех, в кого мы верили и о ком знали, что они не будут сидеть на лавке, а действительно играть – тех мы отдавали. Так команда СКИФ начала свою работу.
– И, по вашему мнению, создание СКИФа принесло пользу?
– Несомненно. В чемпионатах СССР студенческий клуб не блистал, зато справлялся с главной своей задачей – подготовкой качественного резерва для "Кайрата" и казахстанских команд мастеров. Ежегодно 5-6 "студентов", а то и больше после окончания сезона уходили на повышение в классе. В СКИФе хорошую школу прошли такие известные игроки, как Эльдар Гасанов, Алтай Битусупов, Александр Алтухов, Анатолий Фадейкин, Александр Михель, Юрий Найдовский, Сергей Пацай, Юрий Бедарев, Игорь Утробин, Сергей Чекмезов и много других. Даже чемпион СССР Эдуард Сон сыграл в этой команде. СКИФу трудно было соперничать на равных с профессиональными клубами, но бой наши парни давали. У соперников оклады, премиальные, задачи. А у студентов – лишь талоны на питание, стипендия и огромное желание играть. Играли и побеждали. И "Целиник", и семипалатинский "Спартак", и другие клубы, у фрунзенской "Алги" очки отбирали. Завоевывала наша команда и медали. На Всесоюзной универсиаде выигрывали бронзу и серебро.
Но уже в начале 1981 года я был назначен тренером сборных команд СССР по Казахстану в резерве всех возрастов и Юрий Ястребов остался один. С ним потом работали такие известные тренеры, как Александр Дегтярев. Фарид Хисамутдинов, Борис Каретников, Сеильда Байшаков. Тренерский состав менялся, но команда в этом статусе проработала до 1988 года. Ну а мне уже приходилось заниматься не только этой командой, но и сборными всех возрастов. Это для таких Всесоюзных турниров, как "Юность", "Надежда", "Переправа", "Юношеские игры", "Молодежные игры", "Спартакиада школьников". На уровне СССР была четкая структура подготовки всего резерва для команд республики.
– В чем была особенность СКИФа?
– Все время своего существования эта команда выполняла важную роль промежуточного звена между детским и профессиональным футболом, являясь при этом первым и единственным примером в свое время. Это был уникальный на тот период времени пример, когда во всех 9 зонах СССР была лишь одна команда, в которой играли юноши. Мы нашли вариант, как обеспечить подрастающее поколение талантливых ребят, которые прошли до этого времени специальный отбор по всей Республике (туда попадали, ни кто попало: это был очень строгий и кропотливый процесс). Аналог этому появился только через 4 года, когда московская ФШМ последовала нашему примеру. А потом эти зоны, развалились и команда СКИФ прекратила свое существование.
Вместе с ней получила трещину вся пирамида казахстанского футбола. А так в каждом сезоне 5-6 человек переходило в команду мастеров, состав все время обновлялся. 18-20 человек было в заявке, а остальные, близкие по уровню подготовки, были на подходе. Забрали у нас – мы на место ушедших заявляли других ребят.
– Правда ли, что игроки СКИФа всегда тренировались по самым передовым методикам?
– У нас была своя отечественная литература, которой, может, и сейчас где-нибудь пользуются. Мы считались командой ведущего спортивного вуза и с ребятами работали комплексные научные группы. Мой коллега Юрий Ястребов ездил на чемпионаты Европы и мира и привозил оттуда интересные упражнения ведущих сборных. Разрабатывались программы, которые мы принимали к сведению и работали по ним, а утверждались они на уровне министерства, так что работали мы качественно и системно. Но, естественно, преподнести материал можно по-разному, и, если у нас были успехи, значит, мы находили методы и способы, как воздействовать на то, чтобы процесс роста осуществлялся.
– Каково сейчас состояние казахстанского футбола по сравнению со временем существования СКИФа?
– Раньше была высшая лига всего Союза, 16 команд, "Кайрат" был обособленным элитным для Казахстана клубом... А сейчас у нас Премьер-лига для своих 12-ти команд, что, конечно же, не совсем достаточно, а начинала 8 зона где-то с 22 команд. Но требования усложняются, плюс финансовые вопросы и прочее...
Сейчас другая система подготовки: обращают большое внимание на академию детско-юношеского футбола и все команды Премьер-лиги обязаны иметь такие центры и академии. На сегодняшний день их открыто порядка 17. Новое руководство ФФК детско-юношескому футболу решило уделять много внимания. Какие результаты будут – это покажет только время.
– Многое будет зависеть от тренерских кадров?
– Приглашаются зарубежные специалисты, чтобы помочь нам. И не всегда их приезд приносит пользу. Мы в этом плане потеряли очень многое. С развалом Союза бывшая кафедра футбола в нашем институте, а ныне Казахской Академии спорта и туризма приказала долго жить и по сегодняшний день я, например, не знаю, кого выпускает институт физкультуры. Кафедра футбола отсутствует 20 с лишним лет, а если она и есть, то стала не кафедрой футбола, а кафедрой спортивных игр, где вместе и теннис, и менис, и волейбол и прочее. А кафедра футбола в Казахстане была одной из лучших в СССР, за ее счет мы продолжительное время проводили в Казахстане семинары для подготовки тренеров, работающих в детско-юношеском футболе. Весной и осенью от всех областей республики мы приглашали по 1-2 человека, и собиралось до 22 человек весной и столько же осенью. То есть держали в тонусе тренерский состав детско-юношеского футбола, и обеспечивали это специалисты с кафедры футбола.
Сейчас она отсутствует и мы столкнулись с такой проблемой, что контингент работающих с детско-юношеским возрастом за 20 лет значительно сократился, а молодых мы не видим. Они если и есть, то не имеют того уровня подготовки.
Поэтому, видимо, и уклон сегодня на то, чтобы пригласить зарубежных специалистов с целью поднять уровень подготовки детского футбола, как и всего состава.
Кто-то сходит, но никто не приходит, поэтому мы и жалуемся, что результата нет. Работают в основном зарубежные специалисты даже на уровне сборной команды.
Время покажет. Специалисты подбираются квалифицированные, а какая будет отдача – посмотрим.
А то, что материальная база сейчас заметно подтягивается: специальные площадки, поля, более высокая заработная плата у тренеров – это хорошо, значит, заинтересованность у государства и соответствующих органов есть. Остается ждать отдачи.
У нас во времена СССР в работе отдача была и немалая.
12.11.2020 2971 1 Добавить в личный кабинет
Автор: Анастасия БЕЛОУСОВА Рубрика: История Категория: Казахстанские Тематика: Футбол
Теги: Колибердин Анатолий, СКИФ, Старостин Николай, резерв, СССР, Сон Эдуард, Фадейкин Анатолий, Найдовский Юрий, Ястребов Юрий
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
10 лет Sportinfo.kz: Fair Play и в спорте, и в...
Популярность Sportinfo.kz начала расти....