Игорь Хандаев. Фрагменты воспоминаний
16 октября известному мастеру бенди Игорю Хандаеву исполнилось бы 76 лет. Этой дате посвящен материал нашего постоянного автора Игоря Рыжкова.
Справка
Игорь Ильич Хандаев родился 16.10.1941 г. в г. Свирске (Иркутская область). В сезонах 1963 – 1966 гг. и 1970 – 1980 гг. выступал за «Локомотив» (Иркутск). Рекордсмен команды по количеству сыгранных матчей (320), забил свыше 100 мячей, был капитаном команды, одним из ее ведущих игроков. Мастер спорта СССР (1965 г.). За алма-атинское «Динамо» выступал три сезона (1967 – 1969 гг.), в 65 проведенных матчах забил 3 мяча, стал бронзовым призером чемпионата СССР 1967 г. В 1968 г. вошел в список «22-х лучших» хоккеистов, приглашался в сборную СССР. Вначале играл правым бортовым полузащитником, затем центральным, а с 1973 г. перешел в оборону. Выделялся хорошей коньковой подготовкой, высокими волевыми качествами, жестко, нередко выходя за рамки правил, действовал в единоборствах, всегда играл с полной самоотдачей, требовал того же от партнеров. Умер 18.08.2016 г. в Алматы. Похоронен на кладбище «Кенсай-2».
Игорь Хандаев: «Заниматься хоккеем с мячом я начал в 1952 г. в своем родном городе Свирске Иркутской области в детской команде «Энергия». В иркутский «Локомотив» пригласил С.Б. Эйсбруннер, который в сезоне 1961/62 гг. был играющим старшим тренером команды. Спустя три года В.Д. Трофимов приглашал меня перейти к нему в московское «Динамо», при этом обещал выделить однокомнатную квартиру. Я приехал в Москву, тренировался с командой, но жить пришлось, увы, в подтрибунном помещении на стадионе «Динамо». Поэтому когда в 1966 г. Э.Ф. Айрих гарантировал мне в Алма-Ате квартиру в течение трех месяцев и хороший заработок, я вместе с Г. Коневым из Иркутска переехал в Алма-Ату, где отыграл три сезона за местное «Динамо», и уже в первом из них стал бронзовым призером чемпионата СССР. В Иркутск вернулся в 1969 г. по семейным обстоятельствам (вместе с А. Шулеповым), хотя Э.Ф. Айрих и пытался удержать меня в своей команде.
В составе алмаатинского «Динамо» выделяю игру Ю. Варзина, А. Ионкина, В. Бочкова, Б. Чехлыстова, Я. Апельганца, а также Ю. Парыгина (не обладавшего высокой скоростью катания, но очень грамотно игравшего в защите). В составе других ведущих команд мне нравилась игра Ю. Шорина, свердловчан А. Измоденова, Н. Дуракова и капитана СКА В. Атаманычева. Среди тренеров считаю сильнейшими И. Балдина (СКА, Свердловск) и В. Трофимова («Динамо», Москва). В Алма-Ате Э.Ф. Айрих, как организатор, и К. Д. Байбулов, как тренер, хорошо дополняли друг друга.
Памятные матчи. Это, прежде всего, международный товарищеский матч «Локомотив» (Иркутск) – сборная Швеции – 6:1 в январе 1976 г., когда я забил два мяча, а мой брат Борис – один. В той игре я опекал лидера шведов «Бемпу» - Эрикссона. Чтобы его нейтрализовать, пришлось играть жестко, на грани фола, порой выходя за рамки правил. В конце - концов, швед со злости плюнул мне в лицо. Но и я «в долгу» не остался: навесная передача (а «Бемпа» в этот момент находился за моей спиной), я специально пропускаю мяч, а затем наношу удар клюшкой якобы по мячу и попадаю Эрикссону в лицо. После этой травмы его унесли с поля. Когда до ворот соперника было метров 30 и более, я использовал удар «нахлюпом», и мяч летел с большой скоростью. Однажды попал кому-то из шведов в шлем, да так, что повыскакивали крепежные болты, и шлем развалился на части. Потом у меня сломалась клюшка, и шведы ее долго рассматривали. Вообще, должен сказать, перед каждой игрой судьи проверяли, соответствует ли ее изгиб допустимому стандарту, для этого прикладывали к ней специальное кольцо и измеряли диаметр. У меня всегда было с собой пять-шесть клюшек, я за ними «ухаживал» - точил, укреплял изолентой. Однажды в Свердловске в игре со СКА (декабрь 1978 г.) я забил гол В. Попкову после подачи углового. Администратор СКА А.С. Шварцман обратился к судье, чтобы тот проверил мою клюшку. В перерыве матча я принес А.И. Живлюку все свои клюшки, он их сломал, а мне выдал обычную и расписался на ней.
Был такой случай. В матче «Локомотив» - «Динамо» (Москва) В. Тарасевич препятствовал розыгрышу свободного удара и находился недалеко от меня. В результате посланный мною мяч отскочил от его клюшки, попал в лицо и вывихнул ему челюсть. В итоге из-за полученной травмы Тарасевич не поехал в составе сборной СССР на чемпионат мира 1977 г.
Вратарь московского «Динамо» (и сборной СССР) Г. Шишков требовал от своих партнеров устанавливать «стенку» даже тогда, когда я исполнял розыгрыш свободных ударов на расстоянии 30 метров от ворот. Кстати, ему я издали забил свой самый памятный гол, хотя иркутяне тогда дома крупно проиграли «Динамо». Заменивший Шишкова на посту вратаря сборной С. Лазарев тоже опасался силы моих ударов. Скажу, что 12-метровые я не пробивал, потому что при этом существовала опасность сломать клюшку. В «Локомотиве» штатными пенальтистами были А. Комаровский и Г. Кондаков.
Запомнилось, как наш иркутский «Локомотив» в ноябре 1979 г. на «Медео» завоевал приз спорткомплекса и облсовета «Динамо», опередив три команды, и в их числе хозяев поля, обыграв динамовцев Алма-Аты дважды (5:3 и 8:7). Особо высоких мест в первенстве страны «Локомотив» не занимал, но навязать борьбу и дать бой мог любому сопернику.
Самым неудобным из них, как для иркутского «Локомотива», так и для алма-атинского «Динамо», по моему мнению, был калининградский «Вымпел». Эта команда не имела своего рисунка игры, но и другим нормально играть не давала. Интересен, например, такой факт. Вратарь «Вымпела» В. Громаков перед сменой ворот (в перерыве матча) коньками колол лед в радиусе своих ворот, чтобы во второй половине игры создать неудобства вратарю соперников.
Из пришедшей на смену нам, ветеранам, молодежи в Иркутске выделю, в первую очередь, М. Швецова. Он сразу же из юношеской команды попал в основной состав команды мастеров и играл три сезона рядом со мной в защите, а после моего ухода стал капитаном команды.
Долго вместе со мной за иркутский «Локомотив» выступал мой брат Борис Хандаев. Он по приглашению И.М. Рогачева уезжал играть в карагандинском «Литейщике», затем вернулся в Иркутск. В игре я его всегда поддерживал, в обиду не давал. Однажды, помню, в Первоуральске хоккеист «Уральского трубника» Е. Великанов грубо сбил Бориса. Я за него заступился, «поговорил» с Великановым за воротами и предупредил, что если подобное повторится, тому не поздоровится.
Мой сын Ильяс – прирожденный вратарь, как занял место в воротах в дворовой команде, так в итоге и дорос до голкипера сборной России. А вот у Олега коньковая подготовка была хуже, поэтому он занимался хоккеем на траве, играл в алмаатинском «Динамо» и даже приглашался в сборную СССР».
Интервью взято в июле 2013 г.
Игорь РЫЖКОВ
16.10.2017 3477 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Хоккей с мячом Категория: Казахстанские
Теги: Хандаев Игорь, хоккей с мячом, Динамо Алма-Ата, Локомотив Иркутск, чемпионат СССР
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...