Когда речь идёт о «железных леди» в киберспорте, речь обязательно заходит об Ольге «KozaDereza» Дунаевой. Рыжеволосая «Королева СНГ-киберспорта» прошла путь от редактора группы в «ВКонтакте» до контент-директора холдинга Esforce. И если наблюдатели со стороны привыкли приписывать её заслуги мужу, Ярославу «NS» Кузнецову, то близкие знакомые удивляются трудолюбию и силе воли Ольги.
«Единственное, чем помог Ярослав Оле, — это знакомство с Антоном Черепенниковым. Остального она добилась сама своей работой. Я вообще не знаю, спит она когда-нибудь или нет. Мне кажется, она всегда работает», — рассказала о ней Мила.
Такие пробивные девушки редко довольствуются одним только эфирным временем на позиции ведущих или комментаторов. Они организовывают турниры, подписывают спонсорские договоры и руководят целыми подразделениями. Глава киберспортивного отдела Blizzard, между прочим, тоже девушка — Ким Фан. В 2006 году она свой путь начала в качестве ассистента продюсера. Но и жить в мужском мире таким дамам сложнее — в твоем профессиональном кармане должно быть с десяток козырей, чтобы покрыть порой ущемленное самолюбие коллег.
Впрочем, даже те девушки, которых с ходу хочется отнести к первому типу, стараются не давать коллегам и зрителям спуску. Кто-то не хочет, чтобы преимущества использовали в корыстных целях, а кто-то просто не дает себе лишних поблажек.
«Я наоборот стараюсь, чтобы мне не делали послаблений, просто потому что я девушка. Это лишняя мотивация доказать, что я с ними наравне. Я не хочу слышать «она же девушка, ей можно». Это не даёт мне права на послабления. Я должна работать больше, чтобы добраться до их уровня», — заявляет Мила.
Встречают по одежке
Бесконечные публикации с набором фотографий дам модельной внешности сложили стереотип, что красивая фигура и миловидная внешность — это чуть ли не обязательное требование для появления девушки в киберспортивных кругах. Вот они, любительницы компьютерных игр: ноги от ушей, маникюр и бюст с декольте поглубже. На деле всё не так просто.
Одна только обложечная внешность позволит тебе разве что стоять в кадре, как девушке из прогноза погоды, да размахивать руками, рекламируя спонсоров. Чтобы найти место поинтересней, придётся работать наравне с мужчинами, а то и больше.
«Парню, чтобы попасть про-команду, достаточно играть на 7 из 10. Но девушке нужно иметь десятку. Девушка должна быть профессионалом на голову выше в любом деле, где правят мужчины. К ней всегда будут завышены требования», — констатирует Мария.
Девушки уверены, что внешность для леди в киберспорте важна не больше, чем в любой другой профессии. Всё будет зависеть от того, чем она хочет заниматься.
«Я не помню, чтобы девушка была профессионалом, но её не взяли работать, просто потому что она не вышла внешностью. Ей может не подойти работа в кадре, но её способности вполне можно приложить и к другим сферам. И это вопрос не даже киберспортивной аудитории, а медиа в общем», — размышляет Мила.
Осенью 2016 года главным открытием англоязычной сцены в Dota 2 стала Энни «AnneeDroid» ЛеКлер. Она работала по 15 часов подряд в одиночку и показывала невероятный класс комментирования. В неё зрители влюблялись «с первого замеса», услышав, как бодро она комментирует массовые драки. И сообществу ничуть не помешали её красные волосы и немодельная фигура.
Да и чтобы закрепиться в киберспорте, редко хватит одной очаровательной улыбки. Здесь нужен целый арсенал качеств, без которых в мужском мире высоких технологий и завышенных запросов не продержаться.
«Девушке в киберспорте обязательно нужна коммуникабельность. Здесь нужно постоянно строить контакты, чтобы остаться внутри сферы. А ещё уметь ограничивать мужское внимание. Банально отшивать тех мужчин, которые проявляют излишнее внимание. Девочек в киберспорте мало, так что без этого не обходится. А ещё нужна очень хорошая память. Все эти решаффлы, перестановки, кейсы, спонсоры — это очень полезно помнить», — перечисляет Аня Андрюшкова.
Ещё придётся пожертвовать личной жизнью, посиделками с подругами, а иногда даже их свадьбами. Пока все работают по стандартному графику, девушки (да и парни) в киберспорте дежурят круглосуточными сменами и постоянно меняют ритм жизни в зависимости от турниров и квалификаций. Но самое главное, что нужно любой леди, которая входит в мир киберспорта — это крепкие нервы и стальной характер.
«С тех пор как я работаю в киберспорте, каждый мой день — это борьба. Поэтому если ты не твёрд духом, тебе здесь будет сложно. Борьба с Twitch-чатом, с коллегами. Нужно отстаивать свои идеи, какими гениальными они ни были», — констатирует Маша.
Девочкам-комментаторам запрещают читать форумы и чат во время эфира не просто так. Сообщество не привыкло к дамам на месте мужчин. Зрители будут придираться к каждой фразе, искать любой повод съязвить. И очень редко дело дойдёт до конструктивной критики.
«Думаю, что я перестала читать чат в тот момент, когда начала работать на камеру. Публика в чате, как бы это сказать попроще, обращает слишком много внимания на то, что я — девушка», — вспоминала Sheever в интервью Sports.ru.
Женское дело
«Смотри и повторяй за мной», — так позиционируют себя мужчины в киберспорте, когда рядом с ними оказывается девушка-коллега. Кажется, что здесь нет чисто женской работы, с которой леди могла бы справиться лучше. Техника — дело мужчин, аналитика — не женского ума дело, руководство — да кто тебя слушать будет? Но девушки нашли несколько ниш, в которых могут реализоваться.
Например, Мария Гунина уверена, что дамы созданы для того, чтобы быть менеджерами команд:
«Я с трудом могу представить себе мужчину, который будет жертвовать всем ради пяти своих игроков, а для девушки это нормально. Это заложено в ней природой. Отдать свой завтрак, например. Вот вы пришли в отель, а вам дали не 6 купонов на завтрак, а 5. Ну какой мужик отдаст свою еду? А девушка легко».
Девушки-менеджеры — это вторые мамы для игроков. Или классные руководительницы в школе. И их становится всё больше, по крайней мере в Dota 2. OG помогает Эвани Чанг, за Digital Chaos присматривает Алиса Томпсон. А Келли Уонг за время работы менеджером стала «мамой» для всей дота-сцены, помогая игрокам выбить из организаторов призовые и выжить на LAN-турнирах. Эти девушки не только проведут лучший в мире буткемп, но и приготовят на нем домашнюю лазанью.
Комфортней дамы чувствуют себя и в роли журналистов и интервьюеров, им проще располагать парней к себе:
«Однозначно могу сказать, что отношение к девушкам-журналистам отличается. С ними парни мягче и терпимее», — поделилась Яна Химченко.
Многие представительницы «второй древнейшей» остаются за кадром. Они пишут новости, ведут социальные сети и создают медиа-проекты. Практически в каждой крупной киберспортивной группе в «ВКонтакте» найдётся хотя бы одна девушка, которая будет трепетно относиться к контенту и общаться с читателями.
Мало того, девушки не только копируют и «забирают» работу мужчин, но и легко привносят в нее свой женский взгляд.
«Нужен женский взгляд на многие вещи. Девушки умеют сглаживать углы, преподносить что-то мягче и интересней, чем мужчины. Даже когда мы разрабатываем какие-то проекты, я помогаю избавиться от шероховатостей или грубого подхода. Это чисто женская черта», — отметила Анна.
Девушки легко находят себя в дизайне и фотографии. Три из шести претендентов на звание лучшего фотографа в киберспорте — это девушки, хоть главная премия и досталась в этом году мужчине. Творчество, креатив и все эти эфемерные материи — оставьте это дамам, они явно справятся лучше, а вы помогите им настроить компьютер, если что-то пойдет не так.
Бесполый киберспорт
«Каждый день я общаюсь только с мужчинами. По работе я встречаюсь только с мужчинами. И я не могу себе представить, что должно произойти, чтобы у нас в офисе появилась еще одна девушка. Они идут только в ведущие, иногда в комментаторы. В управлении девушек очень мало, а без них тяжело», — сетует Анна.
Киберспортсменки уверены, что у девушек-игроков должны быть такие же права, как у парней. Турниры, отношение, внимание и даже призовые. Ну или хотя бы близкие к этому суммы. Стеф Харви и Джулия Киран, играющие в CS:GO на профессиональном уровне, осенью 2016 года даже создали собственную общественную организацию Missclick, которая должна бороться с этим разделением. Они даже готовы участвовать в смешанных чемпионатах, пусть и не на самом высоком уровне. «Киберспорт — это не мальчиковый клуб», — утверждают они и пытаются доказать, что у этой индустрии нет пола.
Менеджеры-девушки, комментаторы-девушки, журналисты-девушки и даже техники-девушки. Кажется, что дамы перепробовали в киберспорте уже все профессии, которые, может, и не рассчитаны на слабый пол. Но их до сих пор воспринимают, как заморскую диковинку и тычут пальцем словно в зоопарке. Исправить положение могут только две вещи: время и еще больше дам в индустрии:
«Например, в Китае — это уже совершенно нормально. Они комментируют, ведут турниры, играют. Это естественно. Я бы хотела, чтобы у нас было также. Не должно быть подобного разделения в профессии. Только в игре можно почувствовать разницу, а в медиа или где-то еще его не может быть», — уверена Мила.
Некоторые дисциплины все еще остаются сугубо мужскими. В League of Legends девушек-персоналий пересчитать по пальцам, а в файтингах они и вовсе смотрятся белыми воронами и сразу вызывают вопросы об их половой принадлежности. Но разве важно, о чём игра и сколько там женских персонажей, если девушка — мастер своего дела, пусть его и считают мужским?
«Да — талантливым людям в киберспорте, независимо от того, какого они пола, — заключает Мария Гунина. — И нет -— девочкам, которые попадают в киберспорт, просто потому что они девочки».