Мемуары по субботам. «Жучки»
Агентская деятельность широко стала проникать в наш футбол в лихие 90-е года, когда в стране был бардак, разброд и шатания. Вот и агентами стали себя называть разные люди, как правило, выходцы из криминальных структур, работавшие без лицензий и которых Олег Романцев сразу окрестил "жучками".
Предлагаем читателям Медиаклуба отрывки из вышедшей в 2006 году в издательстве "Империум Пресс" книги Владимира Абрамова "Деньги от футбола", рассказывающей о работе футбольных агентов
Автор о себе
Волею случая, уже много лет я работаю (сперва экспертом, а теперь и заместителем директора фирмы) во внешнеторговой организации "Совинтерспорт", занимаясь командированием сначала советских, а позднее российских спортсменов и тренеров за рубеж. За время существования "Совинтерспорта" через нас оформляли контракты сотни, если не тысячи, спортивных специалистов. Я не только был свидетелем всего происходящего, но и принимал в этих событиях активное, непосредственное участие. Часто, беседуя со многими футболистами и тренерами, слышал то упрек, то требование в мой адрес: сесть за стол и написать о том, как начиналась и как продолжается в настоящее время работа по трансферам футболистов и контрактам наших известных тренеров...
О "членских взносах" 1991 года
Почему-то журналисты, беря интервью у наших немногочисленных агентов ФИФА, ни разу не задавали вопрос, который мне кажется определяющим: "Где вы, господин агент, нашли 200 тысяч швейцарских франков, необходимых для получения лицензии?". А ведь именно с этого и надо начинать анализ истории агентства в России.
Помню, в конце 1991 года Федерация футбола СССР прислала нам в "Совинтерспорт" свежий циркуляр ФИФА о новых правилах по оформлению трансфертных контрактов. Тогда Сергей Васильевич Куликов, отвечавший за эти вопросы в Федерации, даже позвонил и справился о получении нами бумаги. Сообщив при этом, что впредь вся работа должна осуществляться только лицензированными агентами ФИФА. Мы спросили Куликова, что в данной ситуации должен делать "Совинтерспорт" – единственная организация в Союзе, которая хоть что-то смыслит в этом деле. "Вам нужно положить в швейцарский банк депозит в размере каких-то 200 тысяч швейцарских франков", – ответил Сергей Васильевич.
Хорошая шутка по тем временам, когда подобная задача поставила бы в тупик даже Госбанк СССР…
Президент Федерации Вячеслав Колосков прекрасно знал, что у "Совинтерспорта" таких денег нет: мы не могли держать их в свободном остатке, потому что постоянно помогали Госкомспорту иностранной валютой при проведении заграничных сборов. Наверное, при желании Колосков мог как-то договориться с ФИФА – скажем, выдавать российским агентам лицензии под гарантию Федерации футбола без обязательного депонирования средств. Хотя бы в течение нескольких лет, пока не произойдет первоначального накопления капитала. Но Вячеславу Ивановичу не очень нужны были эти хлопоты. С давних пор у него с Виктором Галаевым (генеральным директором "Совинтерспорта") существовали взаимные антипатии. А тут появилась реальная возможность отлучить "Совинтерспорт" от футбола.
И на практике получилось следующее: умный и предприимчивый российский "жучок" либо становился придатком иностранного агента ФИФА, обслуживая его интересы за определенную мзду, либо "ложился" под новоявленных российских "теневиков"-толстосумов.
И тот, и другой варианты были крайне выгодны "жучкам". Судите сами. В период с 1992 по 1994 год российский рынок капитала испытывал колоссальную нехватку иностранной валюты, банковский процент по валютным вкладам превышал 20 процентов годовых, а в торговом обороте валютные кредиты приносили 100 процентов годовых. Положи в качестве страхового депозита в швейцарский банк 140 тыс. долларов (примерный эквивалент 200 тысяч швейцарских франков) – и ты гарантированно получаешь годовую прибыль от 30 до 150 тыс. долларов. По правилам ФИФА агентом могло быть только ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, то есть наш государственный "Совинтерспорт" автоматически исключался из этого бизнеса. Зато кто только в него не пошел!
Можно утверждать с определенной долей уверенности, что в "жучковом" бизнесе были задействованы не только никому не известные "нувориши", но и почти весь футбольный люд 90-х годов: за легкие деньги сражались администраторы, бывшие футболисты (в том числе очень известные) и даже главные (в том числе ныне действующие) тренеры большинства российских клубов и сборных всех возрастов.
…И новом соглашении 2003-го
Справедливости ради нужно отметить, что за последние два года на российском трансфертном рынке произошли качественные изменения. Появился цивилизованный рынок капитала, стал развиваться рынок страховых услуг. С 2003 года уже не обязательно вносить депозит на сумму 100 тыс. швейцарских франков: компания "РОСНО" заключила специальное соглашение с РФС, по которому агенты могут получать страховой полис с обязательной уплатой лишь 2000 долларов в год. Это огромный сдвиг в решении проблемы "жучков". Возможно, нововведение вызовет приток желающих приобщиться к агентскому бизнесу.
О "неграх"
Затянувшийся экономический кризис в Латинской Америке, разоривший владельцев престижнейших клубов, превратил тысячи футболистов Аргентины, Чили, Бразилии в свободных агентов. Одновременно на наш рынок хлынул поток иностранных футболистов из стран Восточной Европы и Африки. Естественным образом резко возросла потребность в российских "жучках", обслуживающих бесчисленных западных агентов – совладельцев трансферов безработных футболистов.
Необходимо было создать "мост", обеспечивающий беспрерывный подвоз дешевых иностранных футболистов. Бывшие спонсоры российских клубов (большей частью ставшие их фактическими владельцами), заинтересованные в быстром достижении результата, легко приобретали трансферы иностранных футболистов. Зарубежные же агенты, контролирующие "поток", щедро расплачивались и с "жучками", и с представителями клубов. "Мост" работал бесперебойно.
…Как-то я смотрел в VIP-ложе "Лужников" матч Лиги чемпионов "Спартака" против пражской "Спарты" (в которой, к слову, играли ТОЛЬКО чехи). На ряд ниже меня сидел народный певец Лев Лещенко со своими друзьями, а чуть выше и справа – технический директор "Спартака" Александр Шикунов. Всю игру Лев Валерьянович бросал в воздух: "Ну где в команде россияне?!" Шикунов в ответ только как-то виновато улыбался…
Кстати, президент "Спартака" Андрей Червиченко в одном из телеинтервью после матча на полном серьезе ответил на этот вопрос певца просто и лаконично: "А разве негры не народ?!"
О Григории Есауленко
Если почитать иллюстрированный клубный журнал "Спартак", то Григорий Есауленко предстает в роли чуткого и интеллигентнейшего человека, недаром закончил Институт иностранных языков. Нам же в "Совинтерспорте" он был известен с другой стороны.
Однажды, в 1995 году, Григорий Есауленко (в то время вице-президент "Спартака") приехал к нам в офис из-за задолженности по севильскому контракту Рината Дасаева. Начал он с места в карьер: после намеков на свои теневые контакты жестко, даже скорее грубо заявил нашему генеральному директору Галаеву: мол, если "Спартак" не получит полмиллиона долга за Дасаева, нас ждут большие неприятности.
Тогда в просторном кабинете Галаева мы втроем (Галаев, наш юрист и я) пытались объяснить Есауленко, что представители "Совинтерспорта" трижды выезжали на переговоры в Севилью, нанимали лучших испанских и европейских юристов, пытались судиться, но все безуспешно: "Совинтерспорт" продолжал нести лишь огромные финансовые потери. Но наш гость продолжал гнуть свою жесткую линию – до тех пор, пока мы сами не стали разговаривать с Григорием Васильевичем "по-есаульски" (помните, у М.Булгакова в "Беге" один есаул все махал шашкой при каждом удобном и неудобном случае?) Пришлось поведать Есауленко, что мы тоже не лаптем щи хлебаем, что наш заместитель генерального директора является генералом ФСБ и ближайшим другом самых высоких руководителей…
Григорий Васильевич сразу изменил тон своих высказываний: "Собственно, а что мы шумим, если можно все решить по-деловому и интеллигентно?.."
О "Катюше" по-африкански
Я всегда с огромным удовольствием приезжаю на стадион "Локомотив" или на базу в Баковку по первому зову Юрия Семина и его подопечных. Юрий Павлович как-то сказал мне: "Володя, когда ты приезжаешь к нам на базу и мы с тобой разговариваем около "поляны" во время тренировки, я замечаю, как у футболистов просыпается сознание и появляется желание тренироваться. Никто, понимаешь, не хочет ехать в Корею или Китай, а я порой не знаю, как их заставить бегать!"
Когда в арабских странах или, скажем, в Японии, Корее или Китае я наблюдаю за игрой "легионеров" и работой иностранных тренеров, то понимаю головой и сердцем: в этих странах (лишенных волею судеб своих собственных славных традиций и истории футбола) иностранцы выполняют великую миссию учителей (а может, и зачинателей будущих традиций). Но когда в городе со славной футбольной историей и населением, сравнимым со всем населением Чехии, президент обожаемого горожанами клуба приглашает на должность главного тренера чеха…
Когда в Португалии играют бразильцы, в Испании – латиноамериканцы, в Англии – нигерийцы, во Франции – камерунцы, я могу это понять: а где же им еще играть, как не в своей бывшей метрополии, почти второй родине? Возможно, и российский болельщик по-другому относился бы к футболистам из черной Африки, если бы где-нибудь в ЮАР жили племена, с рождения говорящие на русском языке и поющие "Катюшу".
О травме Бориса Игнатьева
В декабре 2000 года мы с Борисом Игнатьевым возвращались с переговоров из Тяньцзина в Пекин. Время приближалось к Рождеству – билетов на поезд ни в СВ, ни купейных не было, и мы ехали с простыми китайскими работягами в плацкартном вагоне. Разговор плавно коснулся темы темнокожих футболистов в российских клубах. Я спросил Бориса Петровича, что он думает по поводу предоставления Тчуйсе российского гражданства для последующего выступления в составе сборной России. Спросил, видимо, невовремя: Игнатьев как раз укладывал свой багаж на верхнюю полку и, отвлекшись на вопрос, расслабил опорную руку, рухнул вниз и ударился головой об угол (к счастью, обтянутый плотной кожей) подвесной спальной полки. Ирина Ивановна (жена Игнатьева) не на шутку испугалась и укоризненно посмотрела в мою сторону. А Борис Петрович потер лоб, и лицо его растянулось во всегдашней обезоруживающей улыбке.
Он сел на свое место и возбужденно сказал: "Володя, ну, это только неумные люди могут такое сотворить! С какого это фига негры должны играть в сборной России?! Мы что, уже совсем того? – он покрутил пальцем у виска. – Я даже не хочу на эту тему говорить, это пусть там поляки…"
Игнатьев разволновался не на шутку: "Кто-то из журналистов брякнул, кто-то из тренеров подхватил, а я вот тут должен биться головой у китайцев в поезде!"
О цене Егора Титова
Получаем мы в "Совинтерспорте" факс из штаб-квартиры мюнхенской "Баварии" на мое имя с предварительным предложением по приобретению Егора Титова. Это уже было серьезно! Но "Спартак" сообщает нам, что цена на Титова должна быть не меньше 20 млн. долларов...
Потом Франц Беккенбауэр приезжает в Москву и в частной беседе с председателем совета директоров "Совинтерспорта" Анатолием Коршуновым (своим давним и хорошим другом) откровенно говорит, что, во-первых, Титов столько не стоит в принципе, а во-вторых, "Бавария" найдет более достойное применение сумме в 20 млн. долларов: за 12 млн. можно купить Писарро и братьев Ковачей, а оставшиеся средства пустить на развитие клубной детско-юношеской школы...
Слава богу, что сам Титов оценивает себя реально и даже отважился признаться читателям "Советского спорта" (21.01.2003 г.), что, играй он в "Динамо" (Киев), давно бы "умер" на тренировках. Там же бегать надо (как будто в "Баварии" можно ходить пешком!)
Я вспоминаю конфуз с лучшим российским игроком 1997 года Дмитрием Аленичевым, который после первого круга чемпионата России 1998 года уехал в "Рому". Как откровенно признался сам Дмитрий, за месяц предсезонных тренировок у Фабио Капелло он похудел аж на четыре килограмма. Это при том, что сам Аленичев всегда был худющим и что перед этим отыграл полный круг российского чемпионата! И это лучший российский игрок – что же тогда говорить о других?
О Юрии Тишкове
Зачастую Юра Тишков приходил к нам в офис "Совинтерспорта" просто поговорить "за жизнь". И не только со мной, но и с Сашей Калягиным – моим давним помощником, Юркиным ровесником, выпускником МГИМО, полиглотом с энциклопедическими знаниями в области спортивной статистики, заядлым болельщиком "Торпедо". Помню, как летом 2002 года мы долго спорили на тему компромисса в агентском бизнесе. Юра уже видел себя будущим юристом, а тогда только начинал агентскую деятельность.
– Юра, не имеем мы с тобой права жить в обществе и быть свободными от реалий сегодняшнего дня! – говорил я ему.
– Что вы имеете в виду, Владимир Николаевич?
– А то, что ты пытаешься жить в рамках российских, далеко не совершенных законов. Но сегодня при разрешении спорных вопросов необходимо искать, прежде всего, компромисс.
– Я не согласен, потому что вы все живете по понятиям. А российские футболисты абсолютно бесправны перед руководителями клубов. Игроки даже не знают, что во многих случаях закон на их стороне, поэтому спешат согласиться с любым предложенным компромиссом. В этом-то все уродство нашего футбольного хозяйства!
– Почему, господин юрист? – шутливо спросил я.
– А потому, что стоит только пойти на компромисс с функционером клуба, как агент превращается в частичку технически неисправной машины и становится для футболиста очередной "темной лошадкой". Я же хочу, чтобы мне верили игроки, а руководители клубов считались со мной. Если отступлю от этого правила, стану таким же, как и все наши агенты. Беззаконие превращает агента в проститутку, которую имеют не только боссы от футбола, но и сами футболисты, – они тоже сейчас хитрые!
– Безусловно, Юра, с такой позицией ты привлечешь на свою сторону многих футболистов. Но учти: как только ты станешь мешать системе, тебе дадут по башке металлической трубой – и, что самое ужасное, все будут этому рады.
– Вы так считаете, Владимир Николаевич?
– Я это знаю, Юра. Идея твоя похвальна. Но учить жить по закону нужно не только футболистов, но и твоих же друзей-единомышленников. Иначе они превратятся в твоих врагов.
– Почему?
– А потому, что они полагаются на "джентльменское соглашение".
– Владимир Николаевич, прозрачность клубных бюджетов ударит по этим соглашениям!
…Последний раз я разговаривал с Тишковым, когда он звонил мне из Санкт-Петербурга 7 января 2003 года: "Владимир Николаевич, узнайте, пожалуйста, хочет ли Непомнящий взять к себе в команду Игоря Чугайнова? Мне кажется, Игорь созрел ехать в Китай". Я перезвонил Юре на мобильный в тот же день и сообщил ему: Непомнящий полагает, что недостаток скорости Чугайнов уже вряд ли сможет компенсировать за счет опыта. Юра согласился.
Я спросил у него, как дела. Тишков ответил странной фразой: "Да какие дела?! Обещают отозвать у меня лицензию агента РФС", – и рассмеялся. Он положил трубку, и я подумал, что даже не успел поздравить Юру с Рождеством и вручением ему "Стрельца" как лучшему телекомментатору года.
Через три дня Юры не стало.
Дословно
Можно утверждать с определенной долей уверенности, что в "жучковом" бизнесе были задействованы не только никому не известные "нувориши", но и почти весь футбольный люд 90-х годов: за легкие деньги сражались администраторы, бывшие футболисты (в том числе очень известные) и даже главные (в том числе ныне действующие) тренеры большинства российских клубов и сборных всех возрастов.
13.09.2014 831 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Медиаклуб Категория: Мировые Тематика: Футбол
Теги: ФИФА, агенты, лицензии, легионеры, РФС
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
10 лет Sportinfo.kz: Fair Play и в спорте, и в...
Популярность Sportinfo.kz начала расти....
«Кайрат» празднует победу и звание чемпиона страны
«Кайрат», возглавляемый Рафаэлем Уразбахтиным...