Нужно жить хоккеем, а не наживаться на нем
![]() |
В прошлом – игрок хоккейной команды ЦСКА-Алматы, сейчас занимается продажей автозапчастей. Но он настолько сросся со спортом, что продолжает выступать за любительскую команду "Каз-Нефтехимик" и наблюдать за тем, что творится в так называемом казахстанском хоккее. О специфике любительских команд, несправедливости по отношению к молодым игрокам и о том, как большое количество неконтролируемых денег портит спорт, читайте в интервью с Кириллом Нагиевым.
– Как вы попали в хоккей?
– Отец, Олег Нагиев, тоже был хоккеистом, он и привел меня в хоккей в 11 лет, когда "Олимпик" только построился. Мы тогда, еще детьми, катались там и верили в светлое будущее алматинского хоккея, которое так и не настало. И не настанет, если в корне не изменить отношение к нему.
– Почему существует разделение на усть-каменогорский хоккей и алматинский?
– Всю жизнь было это разделение, разные школы всегда видели друг в друге соперника.
В Усть-Каменогорске – другой взгляд, другой подход. Там – начало казахстанского хоккея. В Алматы этого никогда и не было – мы что-то пытались создать, но не получили соответствующей поддержки от государства, и все остановилось.
– Почему вы не продолжили заниматься хоккеем профессионально?
– Хороший вопрос. Я играл в ЦСКА-Алматы, и мы держали второе место в Казахстане. Отличная команда была, но нам движения не дали. Ехать в другой город – вообще не вариант, у меня ведь здесь и семья, и друзья. Смысл мне жить в какой-то гостинице и играть за какой-то другой клуб?
– А если бы была возможность продолжать заниматься хоккеем всерьез в своем городе, вы стали бы?
– Конечно же, мне обрубили мечту. Нас таких 20 человек было, которые при возможности могли бы заиграть: Александр Панчук, Павел Затеев, Евгений Афанасьев, Константин Устьянцев и другие. Видимся с ними нечасто – у всех семьи, но иногда пересекаемся на ледовой арене.
В любителях все играют, с этим невозможно завязать, как с наркотиком. Вадим Куликов шутливо зовет это все барахолкой, но, по крайней мере, мы играем для себя, получаем удовольствие.
Я не жалею ни о чем – сейчас хоккея хватает, личной жизни тоже, но тогда было очень обидно. Есть другой город, где тебя ждут, а есть семья, и приходится жертвовать амбициями.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас все детские хоккейные команды находятся на самообеспечении?
– Аренда ледовой арены сейчас стоит 60-80 тысяч тенге за час. Нам – любителям, хватит полтора часа раз-два в неделю, но вот профессионалам требуется не меньше двух часов, по три-четыре тренировки в неделю, а кто будет за все это платить? Какой после этого приток молодых игроков? Вот мы и закупаем иностранных игроков, потому что своим не позволяем вырасти.
– Как вы относитесь к купле-продаже игроков в целом?
– Этого не запретишь. Если здесь ты получаешь, грубо говоря, 300 тысяч долларов, а где-то тебе предлагают 30 миллионов, естественно, ты плюнешь на все и уедешь туда, где тебе выгоднее, как Евгений Малкин в свое время, но, если, например, Олимпиада, и ты выступаешь за свою сборную, нужно выступать хорошо, а не заниматься показухой. Игрока подтянули в сборную из какого-то известного клуба и, естественно, здесь он получает "дулю", и он просто так перемещается по полю, толку от него нет. Вот какой был толк от Овечкина на олимпиаде? Как вафля какая-то катался. Я считаю, на домашних играх нужно играть с любовью.
– Что нужно сделать, для того чтобы поднять казахстанский хоккей?
– Нужно создать для хоккея отдельное государство, в котором будут жить только энтузиасты, которые живут хоккеем, а не наживаются на нем. Есть небольшой поселок Селекция, и в нем живет дядя Вова Лукин – так он тех сельских детишек собрал и организовывает им обучение хоккею просто так! Вот это альтруист, человек, который действительно хочет, чтобы хоккей развивался! Так почему мы так не можем?
Вот когда будут мысли о хоккее в головах наших главных – будет нормальный хоккей.
– Можно ли сказать, что любительский хоккей у нас в каком-то смысле лучше профессионального?
– Да, потому что здесь, в принципе, невозможно нажиться, в отличие от большого спорта, поэтому люди занимаются именно хоккеем, а не высасыванием денег, обманами и прочими махинациями.
Забавно, что раньше, когда "Енбек" занимал 3-4 места, финансирование было меньше. А сейчас появились деньги, и результаты куда-то пропали. Если взять все плотно на контроль, как в советское время, и хотя бы уменьшить коррумпированность, тогда ситуация может улучшиться.
Любители живут отдельной жизнью, у нас проходят какие-то чемпионаты, не глобальные, но все же. Существует где-то 10 любительских команд – здесь и бывшие профессионалы, и другие – те мужики, которые после 35 и 40 лет хотят этим заниматься. Также они, конечно же, хотят, чтобы и их дети занимались хоккеем, но не отправлять их для этого куда-то, а чтобы хоккейные школы, доступные обычным людям, были и здесь. Но, к сожалению, пока не будет государственного финансирования для всех талантливых ребят, отнюдь не каждый сможет купить клюшку за 20 тысяч тенге и оплатить лед.
24.08.2014



Автор: Анастасия БЕЛОУСОВА Рубрика: КХЛ Категория: Казахстанские Тематика: Хоккей
Теги: Кирилл Нагиев, Олимпик, хоккей, коррупция, ЦСКА-Алматы, Каз-Нефтехимик
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus