Уровень казахстанских клубов растет, соответственно растет и уровень боления. В новостях мы видим все чаще и чаще сюжеты о потасовках и драках футбольных фанатов, так кто дерется и с какой целью? Мы попытаемся вас ознакомить с данной субкультурой, которая начинает набирать обороты в нашей стране.
Футбольные хулиганы как и сам футбол появились в Англии. Первое фанатское движение в Казахстане образовалось в конце 80-ых прошлого века- это были болельщики «Кайрата», и их группировка называлась: «South Cross» («Южный Крест»).
Сленг
Ультрас – организованные группы поддержки спортивных команд
Фирма- группировка фанатов
ОФ – околофутбол. Термин, всеобъемлюще охватывающий все, что связано с фанатами, организованным саппортом и футбольным хулиганизмом
Шиза — активная поддержка команды на трибуне или беспредел
Роза — фанатский шарф
Основа — группа хулиганов, принимающих участие в большинстве забивонов
Кузьмич — футбольный болельщик, не участвующий в акциях, не входящий в число участников группировки
Забив – массовая драка фанатов
Грядка — строй фанатов на секторе
A.C.A.B. – английская аббревиатура, «all cops are bustards» («все менты – ублюдки»)
Говно – общее название посторонних предметов (колющих, режущих, увеличивающих силу удара), которые используются в драке
Основной задачей этой субкультуры- поддержка любимой команды на стадионе и за ее пределами. Заучиваются речевки, рисуют баннеры, готовят перфомансы и все эти затраты обходятся из личного кармана, в среднем, изготовление баннера обходится от 20 тысяч тенге и дороже, в зависимости от объема и сложности рисунка.
Но есть и не самая хорошая сторона- это драки. Драки для фанатов дело привычное, они и сами себя порою называют хулиганами, одно дело драться за пределами города, другое в центре, слава Богу в этих драках еще не было смертей и казахстанские ультрас предпочитают бой кулаками, не используя «говна», в отличии европейских фанатов.
Вот такие предметы изъяли у фанатов после финала Кубка Италии «Рома»- «Лацио»
Такие группировки, как правило, закрытые, редко контактируют с представителями СМИ, но практически у каждой «фирмы» есть группа в социальных сетях, где они пишут отчеты о своих действиях.
Одним из самых обсуждаемых проходов был в 2013 году в Алматы. Актюбинские болельщики сделали баннер с надписью «кіші жүз», многие расценили это как сепаратизм и причастие к политике, но актюбинцы отрицают это. Справедливости ради стоит отметить, что в этот же день алматинские болельщики также сделали проход с баннером, на котором было написано «Алма- Ата для алмаатинцев», по словам алмаатинцев, этот баннер был адресован болельщикам конкретного клуба.
В Казахстане околофутбол только начинает набирать обороты и многие эксперты видят в них потенциальную опасность, но данные группировки в Казахстане аполитичны, в их рядах представители разных национальностей и очень редко высказываются по поводу политических событий.
Что мы имеем? Сейчас эта субкультура набирает новый оборот, опасения экспертов понятны, вспоминая события на Украине, когда фанаты внесли свою лепту перевороту в стране, но, их не надо бояться, с ними надо работать, сотрудничать. Руководства клубов должны им уделять внимание, услышать их мнения, ведь благодаря им, стадионы не тихие, а перфомансы и баннеры всегда дают мотивацию футболистам. В матчах сборной, как раз не хватает поддержки и организованности…
Александр СУВОРОВ