Почему пилоты «Формулы-1» круче космонавтов


Как подготовиться к высочайшим перегрузкам.

В последнее время критики "Формулы-1" склоняются к уничижению роли пилота в результатах: болиды стали настолько крутыми и технологичными, что гонки теперь похожи на компьютерные игры. Ничего сложного и опасного — даже из ужасной аварии можно выйти без единой царапины. Любой более-менее талантливый человек может сесть в самовоз с помощью магии технических решений поехать на приемлемом уровне.

Сердце чемпиона

"Формула-1" – самый требовательный вид спорта в отношении сердца. Средний пульс гонщика в течении полутора часов гонки равняется 196 ударам в минуту, при пиковых показателях в 207 сердечных сокращений. Как подтверждают в спортивной клинике "Формула медицины", ни в одном другом виде спорта не зафиксировано столь же высокого среднего пульса.

Но и это еще не все. Недостаточно просто проводить каждую секунду гонки на почти максимальном для человека пульсе. Сердце пилота испытывает серьезные перепады в процессе работы. При приближении к точке торможения после длинной прямой приборы регистрируют 160-170 сокращений. В процессе самого торможения пульс немного растет — чтобы упасть к показателю в 50-60 ударов буквально за одну секунду. В таком состоянии пилоты обычно начинают разгон.

При этом не стоит забывать, что средняя температура в кокпите составляет 50 градусов по Цельсию.

Надо ли говорить, что далеко не каждый человек выдержит такие перепады? Сердце будущих пилотов тщательно тестируется на способность переносить нагрузки. Но также это — одна из причин, почему пилотам нельзя превышать определенный порог мышечной массы. Даже не из-за веса и возможности не вписаться под разрешенный регламентом потолок. Просто каждый лишний килограмм мышц требует от сердца питания кровью, а значит, и ставит его под удар увеличивающейся нагрузкой.

Поэтому когда вы слышите о том, что Себ Феттель тренируется 35 часов в неделю (при максимуме у футболистов на самом активном предсезонном сборе в 30 часов) — не нужно представлять, что он каждую минуту этого времени проводит в тренажерном зале. В основном это длительные и выматывающие тренировки, рассчитанные на укрепление именно сердечно-сосудистой системы. Игровые виды спорта типа тенниса или футбола, велокроссы, триатлоны, лыжные забеги, плавание, альпинизм — в ход идет все, что только можно.

Целью является не только способность переносить сверхвысокие пиковые нагрузки — но и быстрое восстановление. Например, через две минуты после конца 15-километрового велокросса пульс не должен превышать 80-85 ударов. Ходят слухи о том, как тренеры "Феррари" заставляли своих пилотов десять раз проплывать бассейн с двухкилограммовым грузом на лодыжках в качестве теста. А лучше б они проводили такие инквизиторские пытки с теми, кто работает над аэродинамикой их болида.

Мышцы чемпиона

Но даже если пилот "Формулы-1" и проводит два часа ежедневно в тренажерном зале, не нужно ожидать от него бодибилдерских упражнений. Суть подготовки вовсе не в том, чтоб отжаться больше раз или толкнуть больше блинов на гриф. Просто мышцы должны комфортно выдерживать перегрузки, не мешая пилотированию.

Самые большие нагрузки выпадают на шею и плечевой пояс, что неудивительно. Обычная сила боковых перегрузок в скоростных поворотах такова, что пилоты ощущают вес головы со шлемом в районе 25 кг. Самыми сложными являются отдельные сегменты "Сузуки" и "Интерлагоса" – перегрузки могут достигать 5g – вес головы со шлемом составит 35 килограммов. Нужна очень сильная шея, чтобы выдерживать такое.

Помимо тренажеров, непосредственно имитирующих нагрузку на шею в болиде, есть несколько упражнений, помогающих в развитии этой части тела. Пилот надевает шлем и ложится боком на кровать. К шлему специальными крюками прицепляют груз, обычно пятикилограммовый. Задача состоит в удержании головы в горизонтальном состоянии как можно дольше. Гонщик считается подготовленным, если может выдержать десять минут. Попробуйте как-нибудь, не пожалеете.

Следом идут руки. Сила сжатия кисти пилота стартует с 60 килограммов. Можете написать в комментариях, сколько выбиваете вы — будет интересно сравнить. Гонщики используют специальный тренажер, имитирующий работу рулевого колеса — к нему прикреплена штанга с грузом. Повернув руль, груз поднимается, моделируя нагрузку на повороте. Тренированный пилот обязан выдерживать минимум шесть минут с по меньшей мере пятикилограммовым грузом.

Уже потом наступает черед всех остальных групп мышц — живота, спины, груди. Несмотря на, казалось бы, неактивность в процессе пилотажа, они очень важны. Эти части тела обеспечивают более сбалансированное распределение нагрузки по организму, а также разгружают позвоночник, при этом гарантируя больший комфорт рукам. Специально для занятий над мышцами под эти нужды тренерами разрабатываются особые комплексы приседаний и отжиманий с нагрузкой. К примеру, Льюис Хэмилтон может 80 раз даже во время отпуска.

Уделяется и внимание общему физическому состоянию. Ведь в случае аварии гигантским перегрузкам подвергнется не только тренированная шея, но и все тело. Например, Фернандо Алонсо в аварии в Австралии пережил перегрузку в 46g — но практически не пострадал (отделался трещинами в ребрах) из-за прекрасной физической формы.

Ментальность чемпиона

Здесь в ход вступает целая куча различных интересных аспектов. Айртон Сенна, одержимый улучшением подготовки до перфекционистского уровня, считал, что пилот должен газовать на вдохе, а тормозить — на выдохе. Однако современные врачи считают, что задерживать дыхание во время поворота при таком умопомрачительном пульсе может быть крайне опасно. Тем не менее, пилотов учат правильному дыханию с расслаблением на вдохе и напряжением на выдохе.

Но и не только этому. Важной частью подготовки являются концентрация и реакция. Причем первая стоит в табеле важности намного выше второй. Как гласят исследования "Формулы медицины", статистически максимальная реакция нужна в довольно малом количестве ситуации в гонке — и предельная концентрация все равно поможет среагировать в нужный момент.

Существует немало тренажеров, призванных развивать концентрацию. Например, дисплей со словами, написанными разными цветами. Если цвет совпадает со словом, его описывающим — необходимо жать на клавишу "истина", если нет — то на клавишу "ложь". Казалось бы, просто, но на ответ дается всего одна секунда, и нужные кнопки постоянно меняют свое местоположение. Только один пилот в истории справился с этим тестом с первого раза на все 100 — Марк Жене. А Роберт Кубица в свои лучшие годы легко набирал 100% за 62 секунды.

Проводить все полтора часа на пределе физических возможностей сложно отнюдь не только телу — разум устает не меньше от постоянного напряжения. Именно поэтому так важно держать его в тонусе. Как говорят в "Формуле медицины", максимально собранный, действующий в квалификационном режиме пилот может выигрывать 0,2-0,3 секунды на каждом круге без каких-либо дополнительных физических усилий.

Несмотря на вроде как не такую уж и высокую значимость реакции, гонщики все равно с упоением занимаются и этим. Некоторые, как Дженсон Баттон, просто бросают много теннисных мячиков в стену. А кто-то использует тренажер Batak, имеющий мудреную конструкцию и требующий от пилота нажимать на загорающиеся в произвольном порядке лампочки как можно быстрее. Также в ходу и тренажер, симулирующий огни на старте — где на протяжении двенадцати попыток необходимо не установить наименьшее время, а придерживаться самого стабильного из минимально возможных.

Ну и, конечно, некоторые тренируют смелость при обгонах на симуляторе. В конце концов, почему бы и нет? После долгого тяжелого тренировочного дня грех не расслабиться.

 

20.02.2017       1497    0    Добавить в личный кабинет

Автор: sportinfo.kz   Источник: http://.zakon.kz   Рубрика: Автоспорт   Категория: Мировые   Тематика: Другие


Теги: автоспорт, Формула-1, пилоты, подготовка, тренировки


Вернуться к списку материалов


   


comments powered by Disqus

Материалы по теме

24.09.2020

Плющенко обратился к команде тренера Турсынбаевой

Двукратный олимпийский чемпион по фигурному...

 
24.09.2020

Хабиб Нурмагомедов вышел против финалиста...

Чемпион UFC в лёгком весе 32-летний россиянин...

 
23.09.2020

Grand Slam по дзюдо в Токио отменен

В свете сохраняющейся неопределенности вокруг...

 
08.09.2020

Ник Диас возвращается в бои в 2021 году

Американский боец смешанных единоборств Ник Диас...

 
08.09.2020

Киберспорт признан официальным спортом в Украине

Киберспорт стал официальным видом спорта в...

 
Все материалы
Подписка на новости
Сентябрь
2020
  
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
 
  • Казахстан. Премьер-лига

    (06.03.2020 - 14.11.2020)

  • Кызыл-Жар СК - Каспий1:0
  • Астана - Тараз1:1
  • Ордабасы - Кайрат1:3
  • Окжетпес - Шахтер1:1
  • Кайсар - Тобол2:1
  • Жетысу - Кызыл-Жар СК3:0
  • Каспий - Кайсар1:0
  • Тараз - Окжетпес3:2
  • Тобол - Астана2:0
  • Кызыл-Жар СК - Шахтер1:3
  • Кайсар - Жетысу1:0
  • Окжетпес - Кайрат2:0
  • Кайрат - Тобол3:1
  • Ордабасы - Каспий1:0
  • Шахтер - Кайсар0:1
  • Тараз - Кызыл-Жар СК0:0
  • Ордабасы - Шахтер0:1
  • Кайсар - Тараз1:1
  • Жетысу - Ордабасы2:3
  • Каспий - Кайрат0:3
  • Ордабасы - Шахтер0:1
  • Кайсар - Тараз1:1
  • Тобол - Каспий2:0
  • Кайрат - Жетысу3:0
  • Кызыл-Жар СК - Окжетпес3:1
  • Каспий - Астана2:3
  • Шахтер - Кайрат1:0
  • Тараз - Ордабасы3:2
  • Окжетпес - Кайсар0:1
  • Жетысу - Тобол0:0
  • Иртыш - Кызыл-Жар СК1:1
  • Астана - Ордабасы1:1
  • Кайрат - Окжетпес5:0
  • Кайсар - Иртыш1:0
  • Каспий - Жетысу0:2
  • Тобол - Шахтер3:1
  • Кайрат - Тараз2:1
  • Ордабасы - Окжетпес1:0
  • Астана - Кызыл-Жар СК4:0
  • Тобол - Актобе2:1
  • Кайрат - Атырау2:1
  • Жетысу - Шахтер3:2
  • Кайсар - Окжетпес1:1
  • Ордабасы - Тараз3:0
  • Астана - Иртыш0:2
  • Астана - Актобе5:0
  • Жетысу - Тараз0:0
  • Кайрат - Тобол2:0
  • Ордабасы - Иртыш2:0
  • Шахтер - Окжетпес2:2
  • Астана - Кайрат3:1
  • Актобе - Окжетпес1:2
  • Тараз - Шахтер0:0
  • Тобол - Ордабасы1:2
  • Иртыш - Кайсар2:1
  • Атырау - Жетысу0:3
  • Ордабасы - Астана1:1
  • Кайрат - Актобе6:0
  • Окжетпес - Тараз2:3
  • Жетысу - Иртыш2:1
  • Актобе - Тараз2:2
  • Кайрат - Ордабасы4:1
  • Астана - Кайсар3:0
  • Атырау - Окжетпес2:2
  • Тобол - Жетысу0:0
  • Иртыш - Шахтер4:2
  • Ордабасы - Актобе4:1
  • Жетысу - Астана2:1
  • Шахтер - Тобол0:1
  • Тараз - Атырау2:2
  • Кайсар - Кайрат0:1
  • Окжетпес - Иртыш1:0
  • Атырау - Иртыш0:3
  • Кайсар - Актобе1:3
  • Тараз - Тобол0:5
  • Шахтер - Кайрат0:4
  • Жетысу - Ордабасы0:1
  • Шахтер - Кайсар3:0
  • Жетысу - Актобе5:0
  • Тараз - Кайрат0:2
  • Иртыш - Тобол0:0
  • Окжетпес - Ордабасы0:4
  • Актобе - Астана2:3
  • Шахтер - Ордабасы1:2
  • Тараз - Кайрат0:1
  • Иртыш - Тобол0:2
  • Атырау - Кайсар
  • Окжетпес - Жетысу0:1
  • Атырау - Тобол0:1
  • Тараз - Ордабасы1:0
  • Шахтер - Астана1:0
  • Иртыш - Кайрат0:2
  • Актобе - Жетысу1:2
  • Кайсар - Окжетпес0:1
  • Ордабасы - Иртыш1:0
  • Тобол - Кайсар0:2
  • Астана - Тараз4:0
  • Жетысу - Шахтер2:0
  • Окжетпес - Актобе4:0
  • Атырау - Ордабасы1:0
  • Тараз - Жетысу2:0
  • Тобол - Кайрат3:5
  • Кайсар - Актобе0:1
  • Шахтер - Окжетпес1:0
  • Кайрат - Кайсар5:1
  • Ордабасы - Тобол0:0
  • Окжетпес - Тараз3:1
  • Актобе - Шахтер2:2
  • Жетысу - Иртыш4:0
  • Кайсар - Шахтер2:2
  • Атырау - Жетысу2:1
  • Иртыш - Окжетпес1:1
  • Тараз - Актобе1:1
  • Кайрат - Ордабасы0:1
  • Тобол - Астана0:2
  • Актобе - Иртыш2:1
  • Астана - Кайрат0:2
  • Шахтер - Тараз1:0
  • Ордабасы - Кайсар1:2
  • Жетысу - Тобол0:1
  • Окжетпес - Атырау3:0
  • Атырау - Актобе1:1
  • Кайсар - Тараз0:0
  • Иртыш - Шахтер0:0
  • Кайрат - Жетысу0:0
  • Тобол - Окжетпес2:0
  • Ордабасы - Астана3:2
  • Шахтер - Атырау1:1
  • Астана - Кайсар4:1
  • Жетысу - Ордабасы1:1
  • Окжетпес - Кайрат1:2
  • Тараз - Иртыш0:0
  • Актобе - Тобол0:1
  • Кайрат - Актобе3:0
  • Кайсар - Иртыш2:0
  • Астана - Жетысу1:0
  • Тобол - Шахтер2:0
  • Ордабасы - Окжетпес3:0
  • Атырау - Тараз1:1
  • Актобе - Ордабасы0:3
  • Иртыш - Атырау1:0
  • Шахтер - Кайрат1:2
  • Жетысу - Кайсар1:0
  • Окжетпес - Астана1:1
  • Тараз - Тобол0:1
  • Астана - Шахтер1:2
  • Кайрат - Иртыш2:1
  • Ордабасы - Тараз3:0
  • Жетысу - Актобе1:1
  • Тобол - Атырау3:0
  • Окжетпес - Кайсар1:2
  • Иртыш - Астана0:4
  • Актобе - Окжетпес0:2
  • Атырау - Кайрат2:1
  • Кайсар - Тобол5:1
  • Шахтер - Жетысу2:0
  • Иртыш - Ордабасы0:2
  • Тараз - Астана2:0
  • Актобе - Кайсар1:3
  • Астана - Иртыш0:1
  • Кайрат - Тобол0:1
  • Ордабасы - Атырау1:1
  • Жетысу - Тараз1:0
  • Окжетпес - Шахтер2:2
  • Иртыш - Жетысу0:3
  • Атырау - Астана0:3
  • Кайсар - Кайрат2:1
  • Тобол - Ордабасы1:1
  • Тараз - Окжетпес2:6
  • Шахтер - Актобе3:0
  • Астана - Тобол2:1
  • Актобе - Тараз2:3
  • Шахтер - Кайсар0:1
  • Жетысу - Атырау0:0
  • Ордабасы - Кайрат0:0
  • Окжетпес - Иртыш1:0
  • Кайрат - Атырау2:0
  • Тобол - Жетысу0:0
  • Кайсар - Ордабасы0:0
  • Тараз - Шахтер1:2
  • Атырау - Окжетпес1:2
  • Иртыш - Актобе0:1
  • Кайрат - Астана0:1
  • Астана - Ордабасы2:1
  • Жетысу - Кайрат3:0
  • Тараз - Кайсар1:2
  • Шахтер - Иртыш4:0
  • Окжетпес - Тобол1:2
  • Актобе - Атырау2:0
  • Атырау - Шахтер0:0
  • Кайсар - Астана0:0
  • Кайрат - Окжетпес4:1
  • Ордабасы - Жетысу1:0
  • Тобол - Актобе2:1
  • Иртыш - Тараз2:0
  • Окжетпес - Ордабасы0:0
  • Шахтер - Тобол0:1
  • Актобе - Кайрат1:3
  • Жетысу - Астана0:2
  • Тараз - Атырау2:0
  • Иртыш - Кайсар0:1
  • Астана - Окжетпес2:1
  • Кайрат - Шахтер2:1
  • Тобол - Тараз4:1
  • Кайсар - Жетысу0:1
  • Ордабасы - Актобе1:0
  • Атырау - Иртыш1:3
  • Астана - Актобе4:1
  • Кайсар - Атырау0:1
  • Кайрат - Тараз2:0
  • Тобол - Иртыш3:0
  • Ордабасы - Шахтер3:0
  • Жетысу - Окжетпес5:1