Покоряющая небо
Фото из архива Полины Павловой |
Инженер, повар, учитель, пилот, историк, математик – список можно продолжать. Все профессии имеют мужские корни, наверное, потому что изначально предназначение женщины было в продолжении рода и содержании в порядке жилья в ожидании добытчика с охоты. «Твое место на кухне» – это уже даже не прошлый век, слава богу, а позапрошлый! И вообще разделение на мужские и женские профессии не совсем правильно. И не редкость в наше время мужчины-домохозяйки. Гораздо реже – женщины пилоты.
8-го марта 1910 года во Франции баронесса Раймонда де Ларош стала первой женщиной, получившей лицензию пилота. Сегодня мировая авиация постепенно становится одной из тех отраслей, для которой пол становится все менее актуальным вопросом. В первую очередь, происходит это благодаря Западным компаниям, где встреча с женщиной в кресле капитана становится обычным явлением.
Есть женщины-пилоты и в авиакомпании Air Astana. И сегодня о небе, спорте и цветах рассказывает второй пилот Боинга Полина Павлова.
– Полина, почему все же считается, что пилот – профессия мужская?
– Наверное, это происходит от того, что большинство пилотов – мужчины. Когда мы говорим, например, о профессии повар, мы можем представить женщину, а если шеф-повар крутого ресторана, то тогда в большинстве случаев – это мужчина. Так же инженер крупного предприятия, директор… Поэтому, когда мы говорим о представителях этой профессии, и возникает образ пилота-мужчины.
– На самом ли деле эта профессия такая сложная для женщины?
– Мне кажется, что и сложная она из-за восприятия. Не каждый мужчина способен воспринимать адекватно, что его жена работает в мужском коллективе, часто не бывает дома. Мой муж относится к моей профессии нормально. Когда мы познакомились, он знал, что я буду работать пилотом, он морально настроился и никаких особых переживаний по этому поводу не было.
Технически каждое новое поколение самолетов усовершенствуется, и какой-то большой физической силы сейчас для управления самолетом не требуется.
– Для того, чтобы быть пилотом, нужно обладать определенными физическими данными и постоянно поддерживать форму. Насколько в авиакомпании Air Astana уделяют внимание спортивной и физической подготовке сотрудников?
- Абсолютное большинство пилотов нашей авиакомпании не курят. Боинг – самолет дальномагистральный, перелеты длинные, и многие отказались от курения по принципу – терпеть труднее, чем бросить курить. Стараются держать себя в форме, занимаются спортом, ходят в тренажерные залы. Пилоты обязательно проходят медицинский осмотр каждые полгода. Каких-то особых спортивных нормативов для сотрудников в нашей компании не существует. Но все условия созданы. Есть абонементы в тренажерные залы и бассейны.
К своему стыду, приходится признать, что я не пользуюсь абонементами. Я могу привести список причин, почему я этого не делаю, хотя прекрасно понимаю, что основная причина – лень. Но если мы прилетаем, например, в Амстердам, я катаюсь на велосипедах, и если выпадает пребывание за границей больше суток, есть возможность провести время в спортзале.
– А раньше было увлечение каким-то спортом?
– Да, и довольно серьезное. Восемь лет я занималась таэквондо. Получила звание кандидата в мастера спорта. Ежегодно принимала участие в соревнованиях. Пять раз становилась чемпионкой Казахстана.
– У вас не только мужская профессия, но и вид спорта не очень женский, боевой. Это говорит о складе характера или о чем-то еще? Почему не художественная гимнастика или фигурное катание, например?
– Наверное, не гимнастика с ленточками, потому что у меня нет слуха и особой грациозности. А если серьезно, как большинство детей пошла на таэквондо, чтобы посмотреть. Сначала просто понравилось, потом втянулась. Чем больше занимаешься, тем больше тебе это нравится.
– Применять приемы где-нибудь приходилось?
– Нет, не приходилось, но я считаю, что спорт вырабатывает многие качества, необходимые не только в школьном возрасте, но и в дальнейшей жизни, чтобы не дать себя в обиду. У меня проблем не было, чтобы применить приемы из таэквондо – никто не предпринимал никаких попыток, чтобы обидеть или задеть меня. В общем, все знали, что я занимаюсь таэквондо. Я считаю, что любой вид спорта дисциплинирует, позволяет выработать внутреннее спокойствие, уверенность в себе.
– Как пришло решение стать летчиком? Боевой вид спорта подтолкнул к этому решению?
– Папа у меня пилот. И я видела, что это за работа. Видела, что это не только романтика неба и красивая форма, но я видела, и как приходит с этой работы, какой он уставший, как белая рубашечка превращается в черную и человек говорит: «Я ничего не хочу. Дайте поспать!» То есть, особого романтического настроя, каких-либо иллюзий в плане этой профессии не было с самого начала. Я знала, что работать придется и по ночам, и в праздники, и в дни рождения. То есть получила, что ожидала. Родители на меня никак не давили.
– И против не были?
– Они предостерегали, предлагали выбрать что-то другое. Например, стать диспетчером – и в авиации, и после смены возвращаешься домой, а не ночуешь в гостиницах. Я примеряла на себя разные профессии, но все же решила, что диспетчером я смогу переучиться и с пилота. Зачем я буду заставлять себя делать то, что мне не хочется?
– И как теперь мама относится к тому, что в вашей семье два пилота?
– Я больше скажу – в семье три пилота! Мой младший брат заканчивает учебу в Академии гражданской авиации, сейчас находится на практике, сдает крайний экзамен в Испании и собирается летать. А мама по профессии химик, к авиации отношения не имеет, работает на стекольном заводе. К нашему выбору отнеслась спокойно – если не получится, всегда есть другие варианты.
– А папа до сих пор летает?
– Он работает на аэродроме в Байсерке – глава инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Тянь-Шань».
– Вашу семью можно назвать авиационной династией. Много ли в авиакомпании таких семей, где дети продолжают дело своих родителей?
– Наша династия еще не очень большая. А вообще династий много. Есть такие семьи, где три-четыре поколения служат небу. Но это не значит, что в авиацию можно попасть только через папу, который работает в компании. В группе, где я училась, один парень был после технологического университета, у второго – финансовое образование, он успел поработать в банке.
– Обычно беспокойными пассажирами являются члены творческих коллективов или члены спортивных команд. Часто ли членам экипажа приходится сталкиваться с издержками «звездности» подобных категорий?
– В основном с пассажирами работают бортпроводники. Что касается спортивных команд – любая группа в салоне – это уже особая категория. Они знают друг друга, непременно хотят поговорить с товарищем, который сидит через несколько рядов. Примерно то же самое происходит, когда на отдых летит группа туристов с большим количеством детей. Бортпроводники умеют смягчить ситуацию, улыбнуться. Конечно, с группами в салоне приходится быть более бдительными, больше бегать. Но для них это просто тяжелый день. В моей практике не было таких ситуаций, когда люди показывали свою звездность, как правило, все проходит спокойно. Я как-то пассажиром летела с Ильей Ильиным. Он настолько скромный и спокойный, что я узнала, что он сидел поблизости уже, когда выходила из салона.
И нужно сказать, что Air Astana своих бортпроводников, если можно так выразиться, выдрессировала, что они в определенных ситуациях действуют на автомате, держат ситуацию под контролем. Но и если вдруг пассажир оскорбляет бортпроводника, авиакомпания старается отстоять права своего сотрудника.
– Есть ли увлечения в вашей жизни, кроме работы? Может быть увлечение каким-то экстримом?
– Когда мне было лет 15-16 мне очень хотелось прыгнуть с парашютом. Я была готова залезть на любую американскую горку. Но чем старше я становлюсь, тем меньше хочется совершать какие-то подобные поступки. Сейчас у меня есть возможность прыгнуть с парашютом, но ужу как-то и желания особого нет… Или взгляды с годами меняются на многие вещи. Либо это происходит с возрастом – приходит инстинкт самосохранения. Но скорее всего, мне и на работе экстрима хватает.
На годовщину свадьбы мы с супругом решили полетать на парапланах, но как люди неподготовленные мы летали вместе с инструктором. Вот тогда мне было очень страшно. Потом анализируя и пытаясь понять, почему так получилось, я пришла к выводу – я не имела никакого контроля над ситуацией.
Читать полностью:
На самом деле я живу достаточно заурядной жизнью. Мое увлечение – это комнатные цветы. Я даже не знаю название некоторых. Сейчас я выращиваю орхидеи. Привожу крохотные росточки, выращиваю их под лампами. У нас заставлены все подоконники нашей однокомнатной квартиры. Муж часто предлагает раздать «мои пальмы» тем, у кого места больше, но я сопротивляюсь.
…В свободное время хочется побыть в тишине или посмотреть фильм, встретиться с друзьями, которые в большинстве мои коллеги, и собраться вместе не всегда получается. Все зависит от загруженности по работе.
Отпуск у меня большой – 60 дней, можно брать частями, стараемся с мужем куда-нибудь поехать.
…Хочется иметь собаку. Но не хочется заставлять ее скучать, когда я буду в рейсе.
Перед стартом пилоты желают друг другу четности. Это означает: пусть количество взлетов равняется количеству посадок.
30.11.2014 2567 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Татьяна ГУРЖИЙ Рубрика: Здоровый образ жизни Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: Air Astana, Полина Павлова, таэквондо, Боинг, чемпионат Казахстана по таэквондо, пилот
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus