Усть-Каменогорск и Казахстан – для меня не пустой звук
![]() |
Спустя четыре года Евгений Гасников вернулся в родные пенаты. За прошедшее время он три сезона отыграл в тольяттинской «Ладе», а в прошлом году примерил форму сразу двух клубов – начинал в «Сарыарке», а заканчивал в «Кубани».
Нынче он один из лидеров обновленного «Торпедо», в последних матчах выходил на площадку с литерой «К». В сентябре Евгений был признан лучшим игроком месяца.
– С возвращением домой, Евгений!
– Наверное, можно так сказать. Я здесь родился, начал заниматься хоккеем. Поэтому для меня Усть-Каменогорск и Казахстан – не пустой звук.
– Впрочем, дом твой теперь, наверное, на берегах Волги – в Тольятти?
– Нет. Мы с семьей еще не определились с ПМЖ. Думаем, планируем, ждем. Но Усть-Каменогорск в эти планы не входит. Тольятти, как город, по рассказам знакомых, не процветает. Градообразующее предприятие там АвтоВАЗ, который переживает сейчас не лучшие времена.
– К 23-м годам тебе показалось, что ты перерос уровень «Торпедо» и захотелось попробовать себя в более классных командах. Вариантов было несколько, насколько я знаю. Но ты в итоге выбрал «Ладу».
– На тот момент главным препятствием перехода в российский клуб был паспорт. Игроку с казахстанским паспортом трудно трудоустроиться в России. Моя жена Марина пять лет жила и училась в Томске, по упрощенной программе получила российское гражданство. После свадьбы у меня появилась возможность в течение трех месяцев получить российский паспорт. Что я и сделал. А когда в «Ладу» пришел Г.Ф. Цыгуров (главный тренер – прим. ред.) он без раздумий пригласил меня в свою команду. В первый же сезон я был заявлен на чемпионат уже как россиянин.
– Ты уехал в Тольятти с прицелом играть в будущем в КХЛ в составе «Лады»?
– Я с детства мечтал играть в России, в российском клубе. Так сложилось, что я оказался в Тольятти.
– Мыслей не было, чтобы через два-три года вместе с командой шагнуть в КХЛ?
– Любой хоккеист мечтает играть в КХЛ. В Тольятти все ждали, что команда в скором времени вернется в КХЛ. Когда построили новый дворец, в клубе поменялось руководство, пришли другие люди.
– И тебе в новом составе не нашлось места. Как-то объяснили причину расставания?
– Никак. Нас собрали за две недели до начала официальных сборов. Команду тогда принял Светлов. Мы покатались какое-то время, а потом нас вызывают и говорят: «спасибо и до свидания». Новую «Ладу» формировали с нуля. Из тех, кто играл в прежние годы, остался только один хоккеист – местный воспитанник Мастрюков.
– Не было обидно, что ты три сезона отдал команде, и после этого оказался не нужным?
– Обидно было то, что даже не дали шанса проявить себя в предсезонных матчах. А то, что отцепили раньше или позже – это жизнь хоккейная. Никуда от этого не денешься. Кто-то приходит, кто-то уходит.
– Обратной дороги в Тольятти нет? Об этом не было разговоров с руководством «Лады»?
– Я никогда ни с кем стараюсь не ругаться при расставании. Раз приняли такое решение, что уж теперь поделаешь. О том, чтобы я вернулся через какое-то время, ничего сказано не было.
– А «Барыс» тебя не хотел видеть в своем составе?
– Нет. Никаких предложений из Астаны мне за все прошедшее время не поступало. Один раз, правда, съездил в составе экспериментальной сборной на базе «Барыса» на этап Еврочеленджа. Сыграли три матча и на этом мои отношения с «Барысом» прекратились, так и не начавшись.
– После «Лады» ты оказался в «Сарыарке», будучи свободным агентом. Мог выбирать любую команду, но уехал в итоге в Караганду.
– Все вопросы с трудоустройством решал агент. Те, клубы, которые раньше проявляли ко мне интерес, уже были укомплектованы. Предложение из Караганды оказалось решающим.
– В КХЛ не было вариантов?
– Нет.
– А в Устинку звали?
– Я думаю, что сам агент не выходил на Усть-Каменогорск.
– «Сарыарку» на тот момент возглавил Фетисов, нынешний главный тренер «Торпедо». Ты с ним до этого где-то пересекался?
– Только играл против него, когда Алексей Дмитриевич еще в «Казахмысе» был.
– В Караганде после ухода Фетисова у руля команды встал латышский специалист Леонид Тамбиев. Который тебя не видел в составе. Не сработались с новым главным? Чем твоя игра его не устраивала?
– Оставим это без комментариев.
– Сезон нужно было доигрывать, и ты оказался в «Кубани». Опять работа агента?
– Здесь все вышло очень просто. Я уехал в Краснодар в результате обмена игроками между «Сарыаркой» и «Кубанью». Меня и Свиязова обменяли в Краснодар на Макмилана и еще одного защитника, не помню фамилию.
– Тот сезон у тебя явно не задался, ехал в Краснодар уже просто доигрывать?
– Напротив, концовка сезона получилась прекрасной. В «Кубани» подобрался отличный коллектив. Через пару недель я там уже полностью освоился. К сожалению, в первом раунде плей-офф мы проиграли ТХК – 3:4. Все могло быть иначе. Судьба выхода в следующий круг решалась в седьмом матче. Но нам чуть не повезло.
– Но «Кубани» больше нет. Мыльный пузырь оказался?
– Начались проблемы с финансированием и команду расформировали. Игрокам только в конце сентября выдали последнюю зарплату, а премиальные и вовсе «простили».
– «Торпедо» очень много авансов выдали перед началом сезона, но результаты пока не впечатляют. Идем в середине турнирной таблицы. Как думаешь, почему так происходит? Вроде бы состав очень опытный, все ребята играющие, думающие. Понятно, что игрокам необходимо время на притирку, найти взаимопонимание. Но чего-то же не хватает.
– Во-первых, эта самая притирка еще не закончилась.
– А если этот процесс затянется на весь сезон?
– Нет, здесь я не соглашусь с вами. Весь сезон это не займет. В команде собраны хорошие ребята.
– Но где тогда пробуксовка кроется?
– Если бы я вам ответил на этот вопрос, то можно было бы просто взять и исправить недочеты. Правильно?
– Ну хотя бы озвучить проблемы?
– Реализация моментов слабая. В последних играх мы должны были по 5-6 шайб забивать. Хорошо, что создаем моменты. Рано или поздно ребят «прорвет» и тогда пойдут победы не 2:1, а 5:1, 6:2, 8:3 и т.д. Это придет, я в этом уверен. Если есть работа, есть результат на тренировках. Если бы игра шла из рук вон плохо, забивали бы с горем пополам и потом откидывались. Но мы же играем, мы держим шайбу, создаем моменты. Бывает такое, что не везет. Но списывать все на невезение я не хочу и не буду. Все переламывается на тренировках, все перерабатывается и приходит результат. Может «буксуем» еще и потому, что раздали большие авансы команде, что вот мы сейчас выйдем и всех 10:1 будем выносить. Нет. Такого не бывает.
– То есть, ты считаешь, что ничего страшного не происходит? Еще немного и команда начнет давать результат, который от нее ждут.
– Я думаю, это дело ближайшего будущего. Надо только запастись немного терпением и все встанет на свои места.
– «Мы одна команда» написано на ваших тренировочных майках. Это действительно так? Вы одна семья?
– Да, конечно. И чем дальше сезон, тем больше это ощущается. Это чувствуется и в коллективе, и на тренировках. Если у кого-то возникают проблемы – игровые, бытовые, не важно – какие, каждый поможет и словом и делом. Рассмешит, в конце концов. Просто подбодрит.
– На тренировках ваше звено играет в черных майках. Традиционно в «Торпедо» в этот цвет одевались игроки первой пятерки. То есть ваше звено можно считать таковым?
– Нет. Я так не думаю. У нас три равноценных состава. Разницы нет. Сегодня одним повезло – они больше забили, завтра – другие выиграли матч. У кого-то не получилось забить, постарались сыграть строго в обороне и не пропустить. У нас нет такого деления на первый состав, второй, третий...
– Это плюс или минус команде?
– Я считаю, что только плюс. Если у ведущей пятерки не пошла игра, то и заменить их некем. А у нас любой состав может взять на себя бремя лидерства в отдельно взятом матче. Сегодня это одни, завтра – другие. Сейчас матч начинает состав Белухина, они «забойщики». Но это не значит, что они номинально первый состав.
– Тебя признали лучшим игроком сентября. Как воспринимаешь эту оценку?
– Получать призы всегда приятно. Тем более, если это мнение болельщиков – вдвойне приятно. Мне чуть больше повезло на старте чемпионата, где-то оказался в нужном месте в нужное время. Забивал много. По-другому не могу объяснить.
– Твоего старшего брата Александра часто можно встретить на играх «Торпедо». В общении с ним тема хоккея номер один?
– Он практически не пропускает наши домашние матчи. Обычно после поездок мы обсуждаем прошедшие игры, которые он смотрит в интернете. Обмениваемся мнениями. Ему со стороны виднее, он сам много лет поиграл в командах мастеров. Хотя от советов брат воздерживается. Понимает, что мне не 15 лет. Я сам знаю, что должен делать на льду, но не всегда это получается.
– Чем он сейчас занимается?
– У него семейный бизнес. В тренеры не пошел, говорит, не его это призвание.
– Кто твои главные болельщики на трибунах?
– Это моя семья. Жена Марина и сын Алесь.
– Необычное имя. Кто придумал?
– Лет в 16 я это имя впервые услышал и решил, что если будет сын, назову его Алесь. В ноябре ему исполнится три года.
– На коньках уже стоит?
– Нет, еще не пробовали.
– Дома шайбочку-то гоняет?
– Конечно. С папой это обязательно.
– 10-й номер в футболе – это больше, чем просто номер. Это безусловный лидер команды. Это номер таких звезд, как Пеле, Месси, Марадона. А в хоккее «10-ка» что-то значит?
– Для меня это просто номер. Когда меня в «Торпедо» спросили – под каким номером хочу играть, я дома на бумаге написал три цифры – 10, 19 и 45. И перед сыном их выложил, спросив, под каким номером он хочет, чтобы играл папа. Он выбрал 10-ку. Ему понравилось сочетание единицы и нуля, наверное. И это больше не обсуждалось. Поэтому играю под 10-м номером.
– В «Сарыарке» тоже под 10-м играл.
– Да. Я пришел в команду, когда уже был сформирован костяк. Попросил у парня, у которого был 10-й номер, тот не стал упрямиться и взял себе другой номер.
– Почему спортсмены так трепетно относятся к номерам и по возможности стараются их сохранить при переходе из команды в команду?
– Для кого-то это может быть связано с какими-то событиями. Для меня это не принципиально..
– В юношеские и молодежные сборные Казахстана тебя всегда вызывали. А за взрослую команду довелось сыграть?
– Ни на одни сборы не вызывали. Почему? Это вопрос не ко мне.
– Кто были твои партнеры по тройке в юношеских сборных?
– Женька Рымарев и Миша Качулин. На чемпионатах мира в таком сочетании играли.
– Сейчас поддерживаешь отношения с Рымаревым – по телефону, в соцсетях?
– Нет, не поддерживаю. Просто заочно следим друг за другом, кто как играет.
– А в детстве были с ним дружны?
– Если только на территории Дворца спорта. Я же занимался с командой 87 года у Анатолия Михайловича Мелихова. К Старыгину, в команду своего возраста, пришел, когда мне было уже лет 14.
– Два лидера в одном составе, была же какая-то конкуренция между вами.
– Не без этого. Хотя, честно говоря, не помню. Конечно, каждому хотелось больше забивать в молодом возрасте. Догнать и обогнать. Это у каждого, наверное, присутствует.
– С кем наиболее дружен в нынешней команде?
– Во время выездов делим гостиничный номер с Костей Фомичевым. А так со всеми стараюсь поддерживать одинаково ровные отношения.
– Вбрасывание – один из важнейших компонентов в хоккее. Этот прием как-то отрабатываешь на тренировке?
– Есть ряд упражнений, которые развивают реакцию. ловкость. Все это можно наработать. Обычно в конце тренировки остаешься партнером и просишь его выступить в качестве спарринга. Это по личной инициативе.
– У тебя есть свои фирменные секреты на сей счет?
– У каждого, кто встает на точку вбрасывания, они есть. Все зависит от того, как расположился соперник, как он взял клюшку, как расставил своих партнеров.
– Чаще выигрываешь или проигрываешь вбрасывания?
– Недавно нам вывесили личную статистику по итогам прошедших матчей. По ней я иду в плюсе по вбрасываниям.
– Идеальный день без хоккея по версии Гасникова.
– Ничего оригинального я не скажу. Лучше ничего нет, как провести весь день дома, с детьми. Погулять на свежем воздухе. У меня ведь еще дочь есть – Ася, шесть месяцев недавно исполнилось. Пока погода позволяла на самокате по набережной с Алесем катались. Сейчас снег выпал, найдем время – в снежки поиграем.
* * *
Еще один вопрос Евгений Гасников оставил без ответа. Я попросил назвать лучшую тройку, с кем ему довелось поиграть в разные годы. Евгений долго думал, вспоминал разных партнеров по выступлению за «Ладу» – Акифьева, Шиханова, Раенко, Каравдина, Синелева, но так и не смог сделать выбор. А может быть это и правильно. Пусть эти места останутся вакантными, поскольку всегда надо стремиться к совершенству. И новые партнеры обязательно в этом помогут.
Блиц-портрет
1. Любимое домашнее животное: собака.
2. Любимое время года: лето
3. Любимый предмет в школе: математика
4. Любимый цвет: зеленый
5. Любимая еда: все из морепродуктов.
6. Любимый фильм: боевики
7. Любимая марка автомобиля: (после некоторого раздумья) американский автопром
8. Любимый хоккеист: в детстве нравились Сергей Федоров и Стив Айзерман
9. Сколько клюшек за сезон ломаешь?
– В Тольятти как-то тоже заинтересовались этим вопросом и насчитали мне около 70 штук.
– Это много?
– Сказали, что много.
07.11.2015



Автор: Виктор АНТОНОВ Рубрика: ВХЛ Категория: Казахстанские Тематика: Хоккей
Теги: хоккей, ВХЛ, Казахстан, Усть-Каменогорск, Торпедо, Евгений Гасников, возвращение, Лада, Сарыарка, Кубань, капитан
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus