Начало очередного учебного года в Казахстане, как всегда, началось шумно и скандально. Чего стоят только новые учебники, вызвавшие немаленький ажиотаж. И все как-то упустили из виду важное событие, которое произошло в школах Казахстана.
В 2017 году в 147 школах введен урок футбола для начальных классов. Об этом уникальном проекте, опыте его реализации и в целом о состоянии дел в детско-юношеском футболе в Казахстане наше интервью с директором департамента детско-юношеского футбола Федерации футбола Казахстана Сергеем Мельсовичем Кенетаевым.
– Расскажите подробнее об этом проекте – «Урок футбола». Имеется ли в школах качественная материальная база для введения урока футбола?
– Урок футбола – это пока экспериментальный проект. Он вводится не во всех школах. Было определено пять регионов: ЮКО, Жамбылская и Алматинская области, Астана и Алматы, в которых задействовано по 30 школ (в Алматы – 27).
Школы для проекта определялись Национальным научно-практическим центром физической культуры при Министерстве образования и науки РК. Думаю, что оценивались при этом возможности школ с точки зрения наличия площадок и спортзалов, инвентаря и оборудования. Есть свои сложности в этом вопросе, но думаю, что по ходу они будут решаться.
Программу разработали специалисты ФФК, опираясь на существующий мировой опыт. Утвердили программу в МОН РК. И сегодня каждый третий час на уроках физической культуры с 1 по 4 класс в 147 школах посвящен футболу. Нами разработано методическое пособие на русском и казахском языках, которое является приложением к учебнику «Физическая культура для 1–4 классов».
Пособие разработано специалистами ФФК с учетом возрастных особенностей и содержит различные подвижные игры с элементами обучения владению мячом, комплексы упражнений для развития быстроты, гибкости, координации движений, тесты для оценки физической и технической подготовленности.
– В чем цель введения таких уроков футбола в общеобразовательных школах?
– Главные наши цели – достичь общего оздоровительного эффекта для детей, познакомить их с футболом и отобрать талантливых детей в специализированные футбольные школы (ДЮСШ или Футбольные центры). Ну и, кроме того, каждый такой ребенок лет через 10 – это потенциальный болельщик национальной сборной команды Казахстана по футболу.
Наша задача – расширить аудиторию, интересующуюся футболом. Чем шире аудитория, тем выше вероятность обнаружить и взрастить футбольные таланты.
Если пилотная программа покажет положительные результаты, то мы планируем охватить все школы Казахстана. Исследования УЕФА показывают, что в странах, где более 3% населения вовлечены в занятия футболом, сборные команды этой страны становятся регулярными участниками финальных стадий престижных европейских и мировых турниров.
Задача ФФК – увеличивать число вовлеченного в футбол населения. И мы хотим достичь цифры в 1,5 млн детей, играющих в футбол.
Сегодня уже более четырехсот тысяч школьников вовлечены в футбольный турнир «Coca-Cola Былгары Доп». ФФК его проводит 11 лет подряд. В нем принимают участие дети от 11 до 16 лет (5-8 классы) из более чем 6000 школ. Именно на этом турнире зажглись звезды Бауыржана Исламхана, Рауана Сариева и Сергея Хижниченко. Проектом «Урок футбола» мы теперь охватим детей более раннего возраста с 7 до 10 лет.
– Ведется ли профессиональная подготовка педагогов?
– ФФК организовал обучающие семинары и мастер-классы для учителей физической культуры школ, в которых введен урок футбола. В каждом регионе уже прошли такие семинары.
В регионах мастер-классы проводились совместно с региональными научно-практическими центрами физической культуры и региональными федерациями футбола. В организации мастер-классов нам помогают тренеры из Футбольных центров и Академии «Кайрат», которые привлекаются региональными федерациями к обучению и подготовке педагогов.
Учителей планируем обучать на тренерскую национальную лицензию категории «С», которая дает право работать тренером в массовом детском футболе. Поможет при руководстве сборной командой школы в различных соревнованиях.
– На какой срок рассчитан эксперимент?
– На неопределенный срок. По итогам первого учебного года – 2017-2018 – проведем анализ, оценим результаты. Уже сегодня мы видим проблемы в том, что не во всех школах есть предметные педагоги, инвентарь и оборудование.
– К вопросу подготовки тренеров, работающих с детьми. Что делает ФФК в этом направлении?
– Да, сегодня у нас в стране существует проблема подготовки тренерских кадров. В советское время в Казахстане существовали специализированные институты, при университетах были кафедры хоккея и футбола по подготовке тренеров. Но с распадом Союза они закрылись. В настоящее время в Казахстане отсутствуют государственные специализированные вузы по подготовке тренеров-преподавателей по футболу.
Футбол – спорт номер один в мире. И конечно, необходима специализированная подготовка тренерских кадров. Могу сказать, что сегодня достигнута предварительная договоренность об открытии в следующем году на кафедре Физической культуры и спорта ЕНУ им. Л. Н. Гумилева отделения по подготовке тренеров-преподавателей по футболу. ФФК гарантирует, что выпускники будут востребованы в области футбола.
В советское время было много квалифицированных детских футбольных тренеров, но в 90-е годы с распадом системы все тренеры затерялись. Мы создали футбольные центры для того, чтобы найти, привлечь и собрать эти кадры. ФФК минимальный размер заработной платы тренеров Футбольных центров – 150 000 тенге в месяц (в 2012 году - $1000), чтобы повысить престиж работы детского тренера. Все требования по квалификации тренеров Футбольных центров ФФК заложили в Правила по сертификации клубов Премьер-лиги и Первой лиги. Поэтому сегодня мы имеем Футбольные центры во всех регионах, где имеются профессиональные клубы.
– Какая работа ведется с ДЮСШ? Чем отличается методика работы с детьми в футбольных секциях ДЮСШ и футбольных центрах?
– В ДЮСШ, по данным управлений спорта, занимается более 32 000 детей и работает до 1000 тренеров. Следует понимать, что ДЮСШ находятся в ведении Министерства спорта и местных исполнительных органов. Задачи у ДЮСШ должны быть социальные: привлечь как можно больше детей в спорт, в футбол, а талантливых и перспективных передавать дальше - в лучшие условия.
Однако у нас не всегда так получается. У ДЮСШ существуют официальные соревнования, которые проводятся один раз в год за 10 дней, матчи идут каждый день, и дети выматываются уже после второй игры. Нет полного восстановления. Часто руководители ДЮСШ требуют от тренера высокое место, и тренеры, в свою очередь, требуют от детей результат вопреки их возможностям.
Мы считаем, что это в корне неправильно. В юношеском футболе на первом месте должно стоять обучение детей. Обучение правильному развитию атаки, переход от обороны к атаке и наоборот, отбору мяча, ударам по воротам и т.д.
В каждом регионе функционирует 15 Футбольных центров и 3 Академии. При этом у некоторых Футбольных центров имеются свои филиалы, базирующиеся в малых городах или районах.
Например в Футбольном центре ФК «Акжайык» г.Уральск. У Академии ФК «Кайрат» имеются свои филиалы по городу Алматы.
Академия от Футбольного центра отличается тем, что в ней помимо учебно-тренировочного и образовательного процессов учащиеся обеспечиваются проживанием и питанием. В Футбольных же центрах дети только тренируются.
Разработана система соревнований. Первенства по семи возрастам проходят в течение семи месяцев. Команды выезжают на турнир один раз в месяц на 6 дней, где играют 3 матча через день, чтобы ребенок успевал восстановиться после каждого матча, чтобы у тренера была возможность самому расти, разобрать игру, провести анализ, дать установку на следующий матч своим подопечным. Таким образом, каждый тур Первенства проводится каждую четвертую неделю обучения. Три недели в Футбольном центре проходят обучение по определенной теме, и после этого команды выезжают на тур Первенства. Принцип простой: обучение и контрольные игры. И перед тренерами Футбольных центров мы ставим задачи – не завоевание мест, а выполнение программы обучения. Важный критерий работы Футбольного центра - какое количество детей будет передано спустя время в профессиональную команду и сборные команды Казахстана U-17, U-19 и U-21.
Самое важное – ФФК разработала собственную программу для обучения детей в Футбольных центрах, которая основана на европейской и советской системах подготовки детей.
В Футбольных центрах, конечно же, есть свои проблемы: например, нехватка квалифицированных тренеров. Недостаток инвентаря и оборудования. В европейских клубах с одной детской группой занимаются минимум 4 тренера, которые уделяют особое внимание детализации в тренировочном процессе. У нас пока только по 2 тренера на группе. Сегодня в центрах занимается порядка 6000 детей и работает более 250 тренеров.
– До 2012 года ФФК проводил чемпионат среди сборных детских команд, потом был четырехлетний перерыв, и в 2017 году чемпионат вновь возобновили. С чем это связано?
– Да, в этом году мы возобновили Первенство РК среди сборных команд областей и городов Астаны и Алматы по пяти возрастным категориям от 12 до 16 лет. Турнир охватывает все 14 регионов и города Астана и Алматы. В финальной части Первенства приняли участие около 1600 детей со всей страны. Соревнования проходят в 2 этапа - предварительный и финальный. Предварительный этап проводится в регионах. Из команд области формируется сборная, которая приезжает на финальный этап. Такой принцип положительно скажется и на развитие Футбольных центров. ДЮСШ отбирает талантливых футболистов в своих регионах, везут их на финал, на котором эти таланты просматриваются скаутами Академий и Футбольных центров.
– Какова ситуация с развитием футбольной инфраструктуры для ДЮФ?
– Проблема в подготовке резерва сегодня – это нехватка полноразмерных футбольных полей и крытых манежей. Учитывая наши климатические особенности, в футбол мы реально можем играть только 7 месяцев в году. В ЮКО можно играть 11 месяцев, в Жамбылской – 10 месяцев, в Алматинской – 9 месяцев, Атырау, Актау – 8 месяцев, и в остальной части страны – 7 месяцев. Поэтому Первенство РК среди Футбольных центров и Академий длится семь месяцев и проводится в каждом из городов, принимающих в нем участие.
– Вы следите за тем, что происходит в ДЮФ в других странах? По какому они идут пути, перенимает ФФК опыт успешных футбольных стран?
– Для некоторых стран опыт Казахстана сегодня является примером, скажу я вам. Например, в России только пришли (в 2016 г.) к разработке единой программы развития ДЮФ, а у нас эта программа существует с 2012 года. Конечно, ДЮФ в России посильней будет, но все школы существовали разрозненно, не было единой системы.
Урок футбола вводили в таких странах, как Азербайджан, Беларусь, Украина и Эстония. Но в Беларуси и Украине натолкнулись на проблему с кадрами, мы решили не повторять ошибок и начали с подготовки кадров в школах. В 2012 году была беда с тренерами, было мало квалифицированных тренеров, а сейчас, думаю, ситуация улучшается. В целом мы наблюдаем тенденцию роста престижа профессии детского тренера в Казахстане. Многие бывшие профессиональные футболисты возвращаются в футбол в качестве детских тренеров. Это благодаря и повышению зарплат тренерам Футбольных центров, и тому, что профессия становится востребованной и престижной.
– Какую поддержку ФФК оказывает футбольным центрам?
– В прошлом году УЕФА выделил ФФК 3,5 млн. евро на развитие ДЮФ. Это деньги, которые европейская федерация выделяет странам, чей клуб сыграл в Лиге чемпионов. Благодаря ФК «Астана», выступившему в 2014 году в групповом этапе ЛЧ, выиграл весь наш футбол. ФФК, совместно с ПФЛК закупила инвентарь и оборудование по спискам, которые составлялись клубами. Наша задача – помогать Футбольным центрам растить перспективную молодежь, которая будет попадать в профессионалы.
– Ведется ли какой-то учет детей-футболистов?
– Мы ведем регистрацию в единой базе данных всех детей, которые участвуют в соревнованиях, проводимых ФФК. Таким образом, отслеживается каждый учащийся в течение его обучения, его переходы, трансферы и прочее.