Владимир Заикин: "Фотограф должен чувствовать спортсмена"
Он работал в "Караване" в лучшие годы этого издания и уже 14 лет снимает для газеты "Время". Его коньком, на мой взгляд, является спортивная фотография. Ему удавалось делать невероятные по динамичности снимки. Искренность и яркость эмоций спортсменов на них поражает. В своих работах он передал весь драматизм борьбы на спортивных соревнованиях.
Позвольте вам представить Владимира Заикина. Он рассказал, как начал свою карьеру, за что он любит снимать спортивные события и насколько не случайными бывают удачные кадры.
– Спортивные соревнования – это битва. Борьба спортсмена не только с соперниками, но и с самим собой. Это требует от человека полной отдачи, максимальной концентрации. Он не замечает ничего вокруг и не притворяется, в полной мере раскрывая свои волю и характер. Эмоции, страсть… За этим очень интересно наблюдать.
С помощью камеры мы можем фиксировать то, что не видно для человеческого глаза. Запечатлевать моменты, которые уже никогда не повторятся. Я люблю свою работу за то, что каждый новый день не похож на предыдущий.
Прыжки с трамплина, хоккей, горные лыжи, слалом, футбол, единоборства – это очень захватывающее зрелище. Бильярд бывает очень интересен психологическим напряжением, царящим в зале. Даже в шахматах есть своя драматургия. Вообще мечтаю поснимать сумо. Это ведь так зрелищно, когда огромные мужики демонстрируют невероятную быстроту реакции и стремительно перемещаются по площадке.
Футбол очень интересен для съемок, потому что абсолютно непредсказуем. Нельзя представить, что может произойти на поле в следующую секунду, и трудно угадать, где будет позиция для самого удачного кадра.
От фотографа, снимающего спортивные соревнования, требуется доскональное знание этого вида спорта. Кроме того, нужно понимание психологии и поведенческих особенностей. Нужно чувствовать спортсмена, чтобы поймать удар или какое-то яркое событие, происходящие за доли секунды. Этого сложно добиться, не отслеживая мимику и жесты спортсмена.
К примеру, как снять момент соприкосновения мячика с ракеткой, фотографируя теннисный турнир? Многие пытаются увидеть его, но это невозможно, учтивая скорость мяча. Но если почувствуешь ритм ударов, когда спортсмены перебрасывают друг другу мяч, то, ориентируясь на звук, можно снять это даже с закрытыми глазами.
Мне очень заполнился один из первых моих удачных снимков, сделанный во время боксерского поединка. Без автофокуса и серийной съемки, снимая на пленочный “Зенит”, мне удалось поймать момент соприкосновения боксерской перчатки с лицом. Этот кадр был в голове, но я не надеялся, что у меня получится воплотить задумку. Все мои коллеги хотели поймать этот момент. Чтобы сделать этот снимок, мне пришлось напрячь всю мою интуицию. Я часто говорю своим ученикам, что момент поймать невозможно. Если ты попытаешься это сделать, то всегда будешь немного опаздывать. Надо уметь предвидеть, когда произойдет удар, и за долю секунды до этого спустить затвор. Потом, еще в течение многих лет, мне не удавалось повторить подобный кадр.
Пожалуй, одними из самых удачных своих снимков, я могу назвать серию фотографий нападения беркута на оператора, снимавшего соревнования беркутчи. Я ходил на это событие в течение пяти лет. Знал его досконально, и для меня там уже не было чего-то нового. На площадке для прессы мне не хватило места, и мы с тем самым оператором отошли в сторону. Я расстроился, понимая, что вряд ли удастся сделать хорошие кадры, беркутчи стоял к нам спиной. Из-за этого я сильно переживал. Затем неожиданно заметил, как беркут пролетает мимо руки своего хозяина и пикирует прямо на оператора. Я сообразил, что птица среагировала на его меховой воротник. Не думая, на автомате начал щелкать. Только через какое-то время другие фотографы поняли, что что-то происходит и повернулись в нашу сторону. Таким образом, я стал обладателем эксклюзивных кадров. Они потом обошли весь Интернет и многие издания.
Был еще один подобный случай. Я снимал зимние соревнования по маунтинбайку. Встал на самых интересных и опасных участках трассы, но ничего не происходило. Самые зрелищные моменты почему-то случались в стороне от меня. Я менял положение, но мне по-прежнему не везло. Было уже пять часов, конец съемки. Шел по трассе к финишу, оборачиваюсь и вижу, как прямо передо мной несколько велосипедистов сталкиваются. Не замечая ничего, я стал щелкать, сам упал вместе с ними, но хорошие кадры получил.
Известный российский фотограф Сергей Максимишин говорит: “В удачной фотографии 50% моя заслуга, а 50% – Бога”. Я, наверное, становлюсь суеверным, но, мне кажется, в фотографии удача во многом зависит от настроя. У меня много раз в жизни происходили совпадения, которые не объяснишь чистой случайностью.
Когда идешь на съемки и тебе пофиг, что снимать, то скорее всего ничего интересного и не случится. Но если есть мысль, сделать какой-то определенный кадр, если ты мечтаешь сфотографировать определенный момент, то обстоятельства складываются так, что все благоволит к тому, чтобы ты сделал этот снимок. Просто случайности идут к тому, кто их ищет. Если не любить свою работу, то ничего подобного с тобой не случится.
Кстати, на крупных соревнованиях фотографировать наименее интересно. В основном это рутинная работа, где есть куча препятствий для съемки. К примеру, Азиада мне запомнилась сложным процессом аккредитации и массой ограничений. Само по себе событие зрелищное, но мне не понравилось на нем работать из-за того, что не имел полного доступа к удачным точкам для съемки. Зачастую, на каком-нибудь небольшом турнире регионального масштаба, у тебя есть больше шансов сделать хороший кадр.
Кроме съемок спорта доводилось поснимать интересные репортажи и на другие темы. Главное в этом деле – чувствовать своего героя и стараться передать его душевное состояние на фотографии. Нужно сопереживать и сочувствовать человеку.
С современной техникой можно достаточно быстро научиться делать эффектные снимки. Но суть фотографии не просто в том, чтобы поймать удачный момент, но и увидеть за всем этим какой-то смысл и вложить его в кадр. Фотография должна быть не просто констатацией факта. Она должна заставлять о чем-то задуматься. Это язык образов, и тут нужно искать какие-то символы. Я считаю, что любая хорошая фотография, даже спортивная, не бывает случайной. Она сначала появляется в голове, а уже затем реализуется.
Мотивация
У меня есть большое желание двигаться и узнавать что-то новое. Удивляюсь, встречая людей, проживших большую часть жизни в Алматы и ни разу не побывавших на Большом Алматинском озере. А есть и те, кто живут здесь, и толком даже не знают, что такое Чарын. Они не видели массу вещей, находящихся в шаговой доступности. Люди часто не могут вспомнить, когда последний раз встречали рассвет. А ведь наша жизнь скоротечна. Мы не знаем, когда нас может не стать. Надо жить и получать радость от жизни.
Я встречал много замечательных людей, коллег, которые мотивировали меня. Это были профессионалы, по-настоящему увлеченные своим делом. Смотря на них, появлялось желание искать, двигаться вперед, стремиться делать свою работу выше среднего уровня. Это такие люди, как Анатолий Васильевич Устиненко, Иосиф Будневич, Борис Кульмагамбетов, Николай Постников, Олег Белялов. Также я давно наблюдаю за творчеством известного российского фотографа-репортажника Сергея Максимишина.
Вы спрашиваете, что испытывает фотограф, сделавший хороший кадр? А как вы сами думаете? Что может испытывать рыбак, когда к нему на крючок попадается огромная рыба, о которой он и мечтать не мог? Что испытывает альпинист, покоряя свой Эверест? О чем думает артист, сорвавший аплодисменты всего зала? Думаю, что-то похожее испытываешь, делая удачный кадр. Это настоящий кайф, колоссальный приток энергии.
Для меня фотография – это образ жизни. Это не работа. Я не делю жизнь на время, когда я работаю и когда нет. Я всегда хочу находиться там, где происходит событие. Мне не нужно заставлять себя это делать.
Востребованность
Не могу сказать, что жанр спортивной фотографии у нас не востребован. Также я не соглашусь с утверждением, что фотография – умирающая профессия. Сейчас все снимают, фотографий много и поток фотоспама безграничен, но, тем не менее, те, у кого получается делать это на порядок лучше, всегда найдут своего зрителя. Все в наших руках. Кто старается и работает, тот востребован. Конечно, можно сказать, что рынок не велик, но, с другой стороны, в наше время для фотографа открыт весь мир... Достаточно знать язык, и для тебя не существует границ.
У меня есть масса примеров, когда отечественные фотографы становились востребованными за рубежом. Наши ребята снимают не хуже своих иностранных коллег. Многие казахстанские фотографы публикуются в зарубежных изданиях.
Думаю, у нас можно нормально жить, занимаясь лишь фотографией. Фотография – это средство общения. Если тебе нравится быть в профессии, то ты должен думать о том, как лучше сделать свою работу. Тогда деньги придут. Если же ты будешь ставить задачу лишь заработать, то только оттолкнешь от себя людей и не сможешь ничего добиться.
Техника
Для меня нет особой разницы, какой техникой снимать. Сейчас у меня Nikon D600, и дома еще есть Nikon D3. У меня нет преклонения перед дорогой аппаратурой. Наверное, для рекламных фотографов это важно. Просто есть минимальное необходимое качество, но в принципе под это требование подходит большинство современных зеркалок. Иногда большой фотоаппарат бывает не удобен, и, чтобы не привлекать внимание, я снимаю на мыльницу. На такой случай у меня всегда с собой есть небольшой «фуджик». Сейчас многие мыльницы делают фотографии не хуже зеркалок. Объективы использую разные, в зависимости от события. Если это бокс, где я нахожусь прямо под рингом, то особой оптики не надо. На футболе нужна длинная оптика. Мне хватает 300 mm.
Полезные советы
Тем, кто только начинает фотографировать, я советую постоянно снимать. Ни дня без кадра. Больше снимайте, чтобы приобрести опыт.
Секрет мастера
Чтобы сделать удачный кадр, например, во время спортивного события, важно почувствовать момент истины. Надо учиться предвидеть события. Ты должен знать вид спорта, который снимаешь, точно знать, где и что происходит. Нужно прийти заранее и осмотреть место для съемки. Поискать интересный ракурс и фон. Картинка должна «проявиться» в голове.
Святослав АНТОНОВ
17.09.2013 1255 0 Добавить в личный кабинет
Источник: http://yvision.kz Рубрика: Медиаклуб Категория: Казахстанские
Теги: Владимир Заикин, Фотография, Спорт, "Караван", "Время"
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...