12 мая исполняется 72 года легендарному футболисту и тренеру «Кайрата» Тимуру Сегизбаеву. Часть 3.




 

Санжарыч – футбольное сердце

 

Особое место в тренерской карьере Тимура Сегизбаева занимает трехлетняя командировка в Народно-Демократическую Республику Йемен. Этот политический союзник СССР тогда только начал развивать футбол и с воодушевлением воспринял приезд советского специалиста. Показательно, как Сегизбаев вообще оказался в Йемене.  В Федерации футбола СССР держали на заметке всех своих тренеров, и, когда Тимур Санжарович получил известие, что его планируют отправить на юг Аравийского полуострова, он просто не мог ослушаться. А в Москве его кандидатура даже не обсуждалась. Авторитетного казахстанского игрока и тренера знали, ценили, уважали и в Белокаменной.

 В Йемене Сегизбаев курировал весь футбол: руководил каждой национальной сборной. Себе в заслугу Тимур Санжарович ставит то, что не только поднял местный футбол, но и оставил после себя единственное в регионе поле с натуральным травяным покрытием. До приезда советского тренера арабы даже не думали укладывать у себя футбольный газон, это казалось нереальным в данном климате. Но Сегизбаев, поливая водой  из шланга свой дворик, однажды заметил, что на том месте, куда льется вода, начала расти трава… Новый стадион принимал сам президент ФИФА Жоао Авеланж, который после этого позволил сборной Йемена играть в отборочных матчах чемпионата мира. Когда командировка Сегизбаева закончилась, йеменцы долго не хотели его отпускать.
По возвращении  домой Тимура Санжаровича попросили возглавить родную для него команду в разгар сезона, в трудный момент.
Сегизбаев творит историю с новым поколением кайратовцев: Евстафием Пехлеваниди, Вахидом Масудовым, Курбаном Бердыевым, Евгением Яровенко, Фанасом Салимовым.  В высшей лиге чемпионата СССР в 1986 г. алма-атинская команда занимает 7-е место. Надо отметить, что этот успех, по мнению Тимура Санжаровича, по праву разделяет и его предшественник, тоже легендарный кайратовец Леонид Остроушко. Это лучший результат за всю историю выступлений «Кайрата» в высшей лиге чемпионатов СССР.

 


Вспоминают кайратовцы

Евстафий Пехлеваниди:
На моем веку было немало тренеров. Есть такие, кого нет особого желания видеть, а есть те, с которыми даже после отъезда за границу хочется общаться и делиться сокровенным. Тимур Санжарович Сегизбаев  – из числа таковых. Это имя в казахстанском футболе. И я горд и счастлив, что ему вместе с нами удалось войти в историю и завоевать в 1986 году самое высокое место в истории «Кайрата».  Помню его воспитательные беседы со мной, наши споры, установки, разборы игр, радостные эмоции после побед. Но самая незабываемая картина – слезы счастья на глазах, после того как мы завоевали седьмое место. О нем не зря говорят : «Футбольное сердце и душа-человек».

Евгений Яровенко:  
Это действительно легенда казахстанского футбола – как футболист в 60-х легендарного «Кайрата»  и  как тренер 70-х и 80-х годов. Все яркие страницы казахстанского футбола связаны с этим человеком.  Он принял команду в середине сезона 1986 году, и нам с ним очень комфортно работалось. Преданный футболу человек высочайшей культуры наставник интеллигент. 1986 год знаменателен тем, что мы вместе с Санжарычем заняли 7-е место. Для меня этот год знаменателен еще и тем, что именно Сегизбаев во время моей свадьбы зачитал радостное сообщение о том, что меня приглашают в олимпийскую сборную СССР. Для меня это было самым дорогим подарком. При Сегизбаеве команда преобразилась,  с нас словно оковы сняли. Имея хороший подбор футболистов, мы могли положить на лопатки любого соперника. Вспомните, средняя линия, одна из лучших в Союзе: Масудов, Ледовских, Салимов, Волгин, Огай.  В нападении наш голеадор Евстафий Пехлеваниди, и оборону цементировали вместе со мной  страж ворот Александр Убыкин, Юсуп Шадиев, Боря Джуманов.
С приходом Сегизбаева диапазон моих действий расширился. Он давал свободу творчеству на поле, учил не бояться импровизации, за допущенные ошибки не казнил, а тщательно анализировал игру, чтобы впредь оплошности не повторять. И 1987 годустал лучшим в моей футбольной карьере. Я забил порядка 7 мячей в чемпионате СССР, стабильно играл за олимпийскую сборную, и Валерий Васильевич Лобановский привлекал меня за национальную. В ее составе я провел 4 игры.  
Вспоминаю один момент, накануне игры в Донецке его скрутил радикулит. И, несмотря на страшную боль, он морщась от боли провел предматчевую установку, настроил нас как надо, и мы отпластались достойно. Мы играли  и за команду, и за тренера. И всегда восхищались им. К ценным тренерским качествам мы относили его открытость, доступность и умение говорить по душам. И не скрою, что для своей тренерской работы я много почерпнул у него, из его философии футбола.
Крепкого здоровья, бодрости духа, активного футбольного и творческого долголетия, он своими советами может принести большую пользу казахстанскому футболу. Много его воспитанников, работающих в Казахстане, да и в других странах, многое взяли от него, и мне приятно, что в моей футбольной биографии есть такой тренер. Он максималист и оптимист по жизни. А если говорить футбольным языком, то за цифрами 6 и 9 следует юбилейная 70. Пусть, Санжарыч, во всех делах будет 7:0 в твою пользу.

Вахид Масудов:  
В детстве он был кумиром. Его имя, как и Квочкина, было на слуху. Что ни говори, а Тимур Санжарович –  первый казах, заигравший на солидном уровне в элите советского футбола.
Честный, отзывчивый, добропорядочный профессионал не смог стать тираном и деспотом. Мат, угрозы, штрафы – это не его метода. Испытав на себе все тяготы футбольной жизни игроком, он делал  поблажки. Старики рассказывали,  как он мог на сборах занять деньги в день отдыха, а игроки, расслабившись по полной спиртным, оправдывались, мол, Санжарыч подкинул деньжат на восстановительные мероприятия.
А во время зарубежного турне  на приеме у принца Лаоса  после приличного банкета Владимир Кисляков, презрев все нормы дипломатии, начал собирать бутылки пива со стола. Остановил его возмущенный взгляд Санжарыча.  И все-таки Кисляк унес пакет с пивом в номер. А обезоружила тренера просьба его подопечного: «Это на утро, Санжарыч, чтобы  к следующей игре команда лучше подготовилась». (Смеется.)
Он нас хорошо понимал, и мы готовы были тоже играть за него. Помню, в июле 1987-го  угорели «Нефтчи» 0:6, и сразу пошли разговоры и публикации в прессе, что игру сдали. Мы и с журналистами встречались, на эту тему серьезно разговаривали, а потом игрой доказали, выдав яркую победную серию. Ему бы с нами чуть построже, тогда бы мы еще больших высот добились…
Тренерская доля незавидная. Как быстро их могут назначить, так же неожиданно быстро могут и снять.
Свою отставку,  как и любой наставник, Санжарыч переживал тяжело. Но это футбол, и, по мнению многих, его на капитанском мостике подвели мягкость, излишняя доверчивость и слишком уважительное отношение к своим подопечным. Санжарыча не боялись, что позволило отдельным кайратовцам снизить требовательность к себе, и началось скольжение под уклон. Но даже в той ситуации за своего тренера игроки были готовы  идти и в огонь, и в воду.

 


Слезы счастья на конгрессе ФИФА

Став главой Футбольной ассоциации уже независимой Республики Казахстан, Тимур Сегизбаев проделал весь карьерный путь: игрок – тренер – руководитель. Когда ФИФА принимала Казахстан своим полноправным членом и Сегизбаеву  выпала честь вручить флаг нашей Родины президенту ФИФА Жоао Авеланжу в Чикаго  на 49-м конгрессе  Всемирной футбольной федерации, Санжарыч не мог сдержать слез. В этом, наверное, есть что-то символическое: олицетворение казахстанского футбола вводит страну в мировое футбольное сообщество. Историческое событие требовало присутствия масштабной личности. И еще один штрих к той памятной картине: Флаг суверенного Казахстана на том конгрессе ФИФА гордо держал в руках наш легендарный игрок и тренер, родившийся в Семипалатинске, на родине казахстанского футбола.
Президент ФИФА Йозеф Блаттер хорошо помнит этот исторический момент и о бывшем руководителе казахстанского футбола отзывается с уважением и теплотой:
– Тимур Сегизбаев – мой дорогой друг…  Шлю ему свои добрые поздравления и пожелания. Я сохранил самые хорошие воспоминания с Конгресса ФИФА в 1994 году в Чикаго, где вы были приняты постоянными членами в семью ФИФА. Всего наилучшего тебе и всему казахстанскому футболу!

 Первый вице-президент РФС, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, Никита Павлович Симонян также по-доброму отозвался о нашем футбольном ветеране:
– Я питаю к Тимуру очень глубокое уважение и как к игроку, и как к тренеру, и как к человеку, который очень много сделал для своей республики, и желаю ему только одного –  чтобы всегда был в строю, с нами.
Как футболист он был настоящим бойцом и играл с полной отдачей, не было ни одного матча, чтобы он вышел расслабленным и не отдавался игре. Он всегда вел за собой команду. А то, что он забил два мяча в ворота «Спартака»  в 1964 году… Молодец. Еще раз хочу пожелать  не только от себя, но и от всех ветеранов моего поколения, которые играли против него и с ним, которые знают его,  – крепкого здоровья.

Идеи казахстанцев – на сайтах УЕФА и ФИФА

На посту главы казахстанского футбола Санжарыч загружен по полной программе. После развала СССР он предпринимает  попытки создать Среднеазиатскую лигу, решает организационные вопросы по проведению национального чемпионата и формированию сборных команд. И, как и подобает настоящему полководцу, он всегда на передовой – и во время соревнований  казахстанской дружины, и в решении важных проблем. Несмотря на занимаемый высокий пост и напряженную работу, Тимур Санжарович по-прежнему прост, сердечен и доступен.
 
  Автору этих строк довелось поиграть и в командах мастеров  в чемпионатах СССР, и в  национальном первенстве суверенного Казахстана, и в любительских клубах.  Через призму приобретенного опыта в начале 90-х годов прошлого столетия зародилась идея, направленная на повышение зрелищности футбола.  Суть идеи – собрать  оригинальные футбольные финты, приемы в единый банк данных ФИФА, а затем распространять их с помощью видеокассет и дисков. Идея эта пришла ему в голову, после того как  он сам лично разработал эффектный оригинальный финт, который сможет украсить игру любого футболиста.  Кстати,  до сих пор. Так вот, продвижению этой идеи способствовал Тимур Санжарович Сегизбаев. Санжарыч живо заинтересовался этим проектом и по моей просьбе   передал в штаб-квартиры УЕФА и ФИФА письма о том, как обогатить футбол, а также авторские учебные пособия – видеокассеты с оригинальными трюками и финтами. Идея была признана и одобрена и Европейским футбольным союзом, и Всемирной футбольной федерацией. И сейчас на сайтах этих  футбольных организаций можно получать уроки мастерства по системе, предложенной еще в 90-х годах прошлого столетия казахстанцами. Интересно, а при других руководителях смог бы простой журналист получить аудиенцию, вручить посылочку  для Блаттера и быть уверенным, что она дойдет до адресата?

Подарок от друзей-соперников

О противостоянии «Кайрата» и «Пахтакора» до сих пор ходят легенды. Так что история, послужившая основой для  футбольного анекдота, может относиться и к разряду былинных. Тем более что рассказали ее  горячие шымкентские болельщики – свидетели пахтакоро-кайратовских баталий.
В 60-х годах в рядах «Пахтакора» блистал Хамид Рахматуллаев, а в «Кайрате» – Тимур Сегизбаев. В пятницу, накануне поездки в Ташкент на матч непримиримых соперников, дружившие с детства земляки узбек и казах зашли в чимкентскую мечеть. Во время молитвы узбек, соблюдая положенный ритуал, начал произносить слова: «Ассалам алейкум, Рахматулла…» Казах, находившийся рядом и переживавший за предстоящую встречу, решил, что его друг молится за удачу в матче и упоминает футболиста Рахматуллаева, начал голосить на всю мечеть: «Ассалам алейкум, Сегизбаев! Ассалам алейкум, Сегизбаев!!!»
Да, действительно это были игроки, пользовавшиеся всенародной любовью и на которых молились. Сам Тимур Санжарович с уважением относился и относится к друзьям-соперникам из братской республики.

– Разговоры про вражду «Кайрата» и «Пахтакора» – надуманное злопыхательство, рассказывает Санжарыч. – Мы никогда не были врагами, только соперниками. Мы всегда с доброжелательностью и уважением относились друг к другу. Во время матчей между «Кайратом» и «Пахтакором» игровые возможности команд  часто не имели значения. Все зависело от эмоционального настроя, у кого в день игры он был сильнее, то и побеждал.  Да, матчи между нами были принципиальными, но вне поля мы были друзьями. Когда я бываю в Ташкенте, меня называют «Тимур-ака». Так же уважают в Казахстане Берадора Абдураимова. Мы с ним вообще – игроки похожей судьбы.

 Сам Берадор Абдураимов  дружит с Тимуром Сегизбаевым больше 50 лет:
С Тимуром Санжаровичем мы познакомились в 1958 году в Тбилиси, и с тех пор у нас с ним завязались дружеские отношения. Больше 10  лет потом мы играли и в Москве на Спартакиаде,  и в играх чемпионата СССР, он – за «Кайрат», я – за «Пахтакор». На поле были противниками, а в жизни друзьями. И после футбольной карьеры дружба сохранилась, мы приезжали на его юбилей и играли с кайратовцами в Алматы. Они  приехали на матч, посвященный моему юбилею в Ташкент. Пусть он будет энергичным, как во время наших международных матчей в годы молодости.
 
Накануне 12 мая нашего именинника с наступающим днем рождения решила поздравить вся легендарная пахтакоровская гвардия. Собравшись в кафе, Берадор Абдураимов,  
Нариман Джалалов,  Виталий Суюнов,  Вильгельм Каххаров,  Сергей Арутюнов,
Вячеслав Солохо,  Манноп Якубов, Тулягян Исаков и другие ветераны выпили за здоровье Тимура-ака и свои воспоминания, добрые пожелания и, конечно же, тосты записали на видео и переслали диск в Алматы. Санжарыч оценил оригинальный подарок от друзей-соперников. Вот фрагменты поздравлений с презентованного диска.

Вильгельм Каххаров, мастер спорта:
- На поле мы были противниками, а в жизни друзья. Тактичный, интеллигентный, очень порядочный и всегда компанейский, на каком бы уровне он ни находился – и в ранге молодого игрока, и первым руководителем казахстанского футбола. Здоровья, долгих лет жизни, чтобы ты всегда был таким красивым, как в молодости.

Виталий Суюнов, ветеран, мастер спорта:
 - С Тимуром Сегизбаевым мы провели очень много встреч. Часто на поле противостояли друг другу. Что его отличало в игре? Он был универсальным игроком, который мог, когда надо, обороняться, когда требовала ситуация, выйти на переднюю линию и забить мяч в ворота. Причем он настолько влюблен в футбол, относился к игре как к искусству что с ним невозможно грубо сыграть.  Футбольный интеллигент.  Я горжусь тем, что мне пришлось соперничать с таким знаменитым футболистом. Здоровья и удачи во всех добрых делах. Спасибо, тебе, Тимур.

ВячеславСолохо:
Две команды «Пахтакор» и «Кайрат». Друзья-соперники и Тимур Сегизбаев – капитан «Кайрата», а у нас Хамид Рахматуллаев – капитан «Пахтакора». Это два человека, которые олицетворяли футбол – казахтанский и узбекский. И Тимур Санжарович как игрок проявил себя в те годы, когда в Ташкенте играли такие знаменитые футболисты, как Красницкий, Абдураимов, Кадыров, Стадник и другие. Я его запомнил, потому что против него пришлось несколько раз играть. На поле он – лидер, капитан команды, личность. И знаю его как хорошего наставника. В 1976 году мне повезло, я играл под его руководством, и тогда «Кайрат» выполнил задачу и вернул себе место в элите советского футбола. И как руководитель казахстанского футбола он тоже в порядке. Здоровья, долголетия, счастья и чтобы он и дальше приносил пользу казахстанскому футболу. Здесь у него в Узбекистане очень много друзей.

Манноп Якубов:
 - Тимура знаю с 1958 года. Встречались с ним часто на футбольной орбите Союза.
Это очень замечательный футболист. Все помнят его знаменитые голы, после которых  «Кайрат» стали называть «Тимур и его команда». Были такие матчи, когда мне приходилось играть центрального защитника, а ему центрального нападающего.  Сражались, бились, но по-рыцарски, без грязи и подлости. Пересекались мы с ним не только на зеленых газонах, но и в жизни часто, семью его хорошо знаю.

Нариман Джалалов, председатель Совета ветеранов по футболу Республики Узбекистан:
 - Мы Тимура Санжаровича хорошо знаем, играли, дружили, работали, поднимали  футбол, флаги своих республик. У нас в Узбекистане вы знаете лучшим игроком века признан Геннадий Красницкий. Я считаю, и вы, наверное, поддержите меня, что в Казахстане мы считаем лучшим игроком  XX века Тимура Санжаровича Сегизбаева.  Сегодня многие выступали, пожелали крепкого здоровья, счастья и успехов. Я от имени Совета ветеранов и всех, кто здесь находится, друзей, товарищей поздравляю  Тимура-ака. Дай Бог ему здоровья, долгих лет жизни на благо казахского футбола.

 

 


00:00/09.05.2013  1890    1    Добавить в личный кабинет

Автор: Sportkaz


   


comments powered by Disqus