Перед играми с болгарами, вспомним победу "Кайрата"




Этот материал будет интересен многим читателям по той причине, что в нем отражена одна из ярких страниц в истории казахстанского футбола. В финале "Кайрат" победил "Рапид", а в полуфинале - сенсационно выбил из розыгрыша болгар.

 

«Кайрат»  в начале  семидесятых годов пользовался  огромной популярностью у казахстанских болельщиков. И автор этих строк, в те годы девятилетний  мальчишка, вместе с другими пацанами из нашего двора частенько всеми правдами и неправдами пробирался на наш  «Центральный», чтобы вживую понаблюдать за игрой кайратовцев.

Я не раз писал об этом, рассказывал самим героям футбольных баталий и готов сейчас, через 40 лет, обнять каждого из них и поблагодарить. Они дарили причастность к большому футболу всей республике и были для нас самыми-самыми.

Это чувство сохранилось до сих пop. Mы узнавали их на ули­це, вырезали из газет фотогра­фии с изображением любимцев публики, старались на трениров­ках копировать их движения и финты. А когда перед игрой на первенство города получали футболки, то каждый из нас чет­ко ориентировался в номерах, под которыми играли наши ку­миры, а счастливчики, попавшие в основу, с гордостью показы­вая друг другу спины, радостно кричали:

 Я – Ордабаев! Я – Жуйков! Я – Рожков! Я – Байшаков! Я – Маркин! Я – Чеботарев! Я – Дышленко! Я – Асылбаев...

Были у лучшей команды Казахстана взлеты и падения. Спорт есть спорт, но футболь­ный флагман республики счи­тался тогда любимой и почита­емой дружиной, потому что да­рил народу радостные мгнове­ния. Одно из них отпечаталось в моей памяти на всю жизнь.

Круг почета алматинцев с Кубком перед своими болельщи­ками на родном Центральном стадионе в обрамлении много­численных ликующих зрителей, с факелами в руках – незабыва­емое зрелище. Наш любимый "Центральный" светился от факелов и восторженных эмоций болельщиков. Эта яркая кар­тина, наверное, стоит перед гла­зами всех тех, кто 12 ноября 1971 года стал свидетелем по­беды "Кайрата" над бухарестс­ким "Рапидом" со счетом 1:0 в решающем матче за Кубок Меж­дународного спортивного союза железнодорожников (МССЖ).

Раскройте любой справоч­ник времен выступления "Кайрата» в лиге сильнейших союзного чемпионата, и вы найдете упоминание об этой победе как о самом крупном успехе на­шей любимой дружины в меж­дународных турнирах. Тогда 'Кайрат" выступал под флагом спортивного общества "Локо­мотив". На пути к финалу кайратовцы победили с крупным сче­том 4:1 чехословацкий "Локомо­тив" (из города Кошице). На поле соперника проиграли  0:1. В полуфинале, уступив дома команде «Славия» из  Болгарии, усиленной  игроками разных клубов ,1:3, в гостях алма-атинцы взяли верх – 3:0 и вышли в финал. Об­ладатель Кубка определился по итогам двух встреч. В Бухарес­те была зафиксирована ничья   1:1, а в Алма-Ате "Кайрат" одер­жал победу над "Рапидом"   1:0 и завоевал кубок. Этот приз был учрежден в 1947 году. До 1959 года турнир проводился между сборными командами железно­дорожников европейских стран. С 1960 года в нем стали прини­мать участие клубы железнодо­рожников, представленные в национальных первенствах.

Листая пожелтевшие от времени страницы газет, журна­лов, программок, всегда с удо­вольствием перечитываю абза­цы, посвященные той победе. Вот что о ней написано в алма-атинской брошюрке "Футбол-72": "Всем памятна игра на Ку­бок железнодорожников между нашим "Кайратом" и бухарестс­ким "Рапидом". Румынские фут­болисты, бесспорно, превзош­ли казахстанских спортсменов в технике игры. Это и понятно, ведь в "Рапиде" немало игроков высокого класса, некоторые из них входят в сборную страны. Высокой технике румынских футболистов наши земляки про­тивопоставили дружную коллек­тивную игру. В атаке участвова­ло подавляющее большинство футболистов. Однако атаки не приносили желаемого результа­та. Порой даже складывалось впечатление, что невозможно переиграть и добиться победы над "Рапидом". Тогда прояви­лись лучшие качества кайратовского капитана. Сергей Рожков в критический момент нашел в себе силы, чтобы вселить уве­ренность в своих партнеров. Именно он, Сергей, участвуя беспрерывно в атаках, сумел провести в ворота гостей единственный гол, решивший исход поединка и обеспечивший кайратовцам почетный приз желез­нодорожников".

 

Владислав МаркинВладислав Маркин

Отметим, что советские футболисты в лице кайратовцев впервые завоевали этот почетный приз. Немалый вклад в общий успех внес в том матче полу­защитникВладислав Маркин. Вот, что он рассказал о перипетиях борьбы за европейский трофей.

 

  Захватывающими и в то же время трудными для нас по­лучились две полуфинальные встречи против болгар. В Алма-Ате мы уступили «Славии», а на самом деле сборной не­скольких клубов болгарской выс­шей лиги, выступавших как же­лезнодорожники   1:3. Все уже нас "похоронили", и в первую очередь соперники, по какой-то причине выставившие в Софии против "Кайрата" ослабленный состав. Мы сумели добиться нужного результата – 3:0 и по сумме двух встреч вышли в фи­нал.

  Решающий мяч в 1/2 финала забили именно вы. Как это произошло? Не пос­ле вашего коронного удара левой в левый от вратаря угол?

  Матч на выезде был очень тяжелым. Противники играли от обороны и изо всех сил пытались сохранить счет 0:2, который их устраивал. И вот за пять минут до конца встречи в сто­рону их ворот был назначен штрафной удар. Команда дове­рила его исполнение мне, и я не подвел, забив третий мяч.

  А в финале какая функ­ция была возложена на вас?

  У румын в составе тогда выступал известный футболист Рудукяну, и мне на установке дали задание "выключить" его из игры. Конечно, это не означает, что я преследовал его по всему полю, но в своей зоне не только не давал ему спокойно дышать, но и заставил за собой побегать. Словом, с задачей справился, как справились и все мои парт­неры.

 "Кайрат" стал первой со­ветской командой, завоевав­шей почетный европейский трофей, и я с восхищением окунулся в атмосферу наше­го Центрального стадиона 40-летней давности, с удоволь­ствием посмотрев кадры ки­нохроники, которые демонст­рировались не так давно в штаб-квартире УЕФА как сви­детельство того, что казах­станский футбол во времена СССР относился к Европейс­кому футбольному союзу. В документальном фильме за­печатлен момент, когда Кубок поочередно передается по­бедителями из рук в руки и наша команда совершает круг почета под бурные при­ветствия ликующих зрителей, поднявших над головами го­рящие факелы, сделанные из газет. Что вы переживали в эти минуты?

  Это незабываемое ощу­щение. Особенно запомнились "пылающие" от тысяч факелов трибуны. Радость победы в тот момент переживал каждой кле­точкой своего тела, потому что чувствовал, что выложился на поле до конца и люди, для ко­торых мы играем, довольны ито­гами сезона. Ведь в том году мы под руководством наших трене­ров Виктора Георгиевича Королькова и Владимира Сергее­вича Болотова заняли в высшей лиге восьмое место и показали игру хорошего качества.

 

Сеильда БайшаковСеильда Байшаков

1971 год стал годом дебюта в лучшей команде республики Сеильды Байшакова. Его, я думаю, представ­лять читателям не надо... Кайратовский тренерский штаб 40 лет назад доверил новичку в основном составе ответственное место цент­рального защитника, и Сеильда не подвел. Он уверен­но провел игры в чемпионате, и по итогам сезона был при­знан лучшим дебютантом в классе сильнейших среди иг­роков обороны. В матче про­тив "Рапида" полностью справился со своей задачей, не позволив румынским напа­дающим поразить ворота "Кайрата". Интересно было послушать и его воспомина­ния:

 

"Решающая игра склады­валась нелегко, но мы победи­ли. В том "Кайрате" выступали мастера высокого класса – Рож­ков, Жуйков, Маркин, Асылбаев и многие другие. Соперни­ков в той игре наша защита подавила мощью и самоотвер­женностью, полузащитники так­же отыграли на «отлично», были активны нападающие. Общими усилиями мы одержали победу, но все равно хотелось бы вы­делить нашего капитана Сергея Рожкова. Он вел в той игре ко­манду за собой и сам забил прекрасный гол".

  В том сезоне вы дебю­тировали в"Кайрате". Волне­ния в финальной встрече не испытывали?

  Нет, к этому времени я уже оббился в играх чемпионата, да и в нескольких международных матчах этого турнира сыграл неплохо. Так что вышел на поле без мандража.

 Накачки перед ответ­ственным матчем со стороны кураторов из ЦК Компартии Казахстана не было?

  Нет. Да и в каком-то осо­бом настрое мы не нуждались. Ведь мы защищали честь страны. Выходили на газон и отдавали все силы игре. Чувство патриотизма у каждого кайратовца  тогда присутствовало не потому, что мы кого-то боялись, просто мы воспитывались в духе любви к родине.

  А интересно, как родина  отблагодарила своих героев за победу?

  По тем временам – достойно. Мы получили премиальные, кажется, по 200 рублей! Тогда это были большие деньги, да и все обещания материальных благ, я имею в виду получение квартир, возможность покупки дефицитных товаров руководством команды, были выполнены. Футбол в те годы считался партийным видом спорта, и один из секретарей ЦК Компартии Казахстана постоянно курировал "Кайрат". Так что о  нас заботились на самом высоком уровне.

  После победы, наверное, шампанское лилось через край из завоеванного Кубка?

  Нет. Тогда с этим был строго. Скромно в раздевалке выпили за победу по фужеру шампанского, а банкет в честь успешного завершения сезона закатили в Кзыл-Орде. Туда на пригласили сыграть товарищеский матч с местной командой, обком партии после игры устроил настоящий пир по полной программе.

Слово герою того матча Сергею Рожкову:
– «Кайрат» для меня  половина моей футбольной жизни, за которую мне не стыдно. Как и за вторую половину, которую я провел в московском «Спартаке». А победа в Кубке железнодорожников – одна из ярких страниц. Во всех тех кубковых матчах, в которых участвовал, я забивал. И чехословацкому «Локомотиву», и болгарской «Славии», и румынскому «Рапиду». Севидов Юра, мой хороший друг, вспоминая, в шутку говорил: «Серега, ты один выиграл этот Кубок…»  Конечно, этот трофей – не Кубок чемпионов, и не Кубок кубков, но завоевать его было непросто. Соперники были приличные. Самый запоминающийся матч, конечно же,  в Алма-Ате против румын. Уверенность перед этой игрой  чувствовалась и на установке, и в автобусе, и в раздевалке.  И на поле мы вышли настроенными только на победу. Было прохладно в ноябре, но на газоне и на трибунах было жарко. В итоге мы победили. Момент вручения трофея – очень памятный, все мы испытывали чувство удовлетворения, достоинства и гордости. Мы шли к вершине и ее достигли. Отличился я, но хорошо отработала и с честью выполнила поставленную задачу вся наша кайратовская дружина. Кубок достался той команде, которая его достойна. Казахстанский клуб завоевал европейский трофей – это и достижение, и яркий след в истории. Руководство республики, спорта, болельщики, да и все мы понимали, что эта победа придаст импульс развитию футбола, добавит желания мальчишкам заниматься этим видом спорта. Уверен, что так оно и получилось. Правда, больно сейчас осознавать, что «Кайрат» растерял традиции и  уже не считается лидером казахстанского футбола. Для меня эта команда, как и московский «Спартак», родная.

Кайратовцы из той легендарной гвардии оставили заметный след в истории казахстанского футбола, как и все ветераны, достойно представлявшие республику в высшей лиге СССР, и поэтому матчи с их участием превращаются в  праздники, благодаря которым тысячи болельщиков имеют  возможность не только окунуться в атмосферу былых увлекательных баталий и вспомнить любимые команды детства, юности и молодости, но и отдать дань уважения настоящим мастерам.

И мне кажется, что 40 лет победы в розыгрыше, заметь­те, европейского Кубка Меж­дународного спортивного со­юза железнодорожников – это СОБЫТИЕ. И те, кто к нему причастен, должны быть воз­награждены солидно. Какой суммой? Вношу предложение: пусть наши функционеры и ру­ководители ФК "Кайрат" про­ведут параллель и представят, какие премиальные получил бы чемпион Казахстана в офи­циальном европейском турни­ре, если бы переиграл "Ра­пид.

 


14:25/02.09.2013  1074    0    Добавить в личный кабинет

Автор: Редактор


   


comments powered by Disqus