Азат Нильдибаев: "Воля должна быть предметом гордости"

Азат  Абдракович Нильдибаев – заслуженный тренер республики Казахстан, настоящий фанат своего дела, профессионал, которому можно позавидовать, обладатель диплома с отличием Академии спорта и туризма, выпускник Московской высшей школы тренеров. 

Азат Нильдибаев. На матче финала Кубка Казахстана 2011 годаАзат Нильдибаев. На матче финала Кубка Казахстана 2011 года

 

Тренер, влюбленный в свою профессию и целиком отдающийся благородному делу воспитания у молодежи  высоких моральных ценностей. Побеседовав с ним, я поняла, что именно позвало его на этот нелегкий, тернистый, но благородный путь. Это призвание, призвание сердца.

– Чтобы стать тренером высокой квалификации, обязательно быть великим спортсменом?

– Тренером высокой квалификации может стать человек преданный, посвятивший свою жизнь этой профессии. Тренер, работающий с детьми, совершенно не обязан быть в прошлом звездой в выбранном виде спорта, однако обязан владеть знаниями, знать азы, приемы, в нашем случае различные футбольные приемы. Необходимо много трудиться, овладевать требуемыми знаниями и навыками в порядке самообразования. Ведь современная система спортивной подготовки – это многофакторная система.

Азат Нильдибаев. Участник матча сборная ветеранов "Кайрата" – сборная СССР Азат Нильдибаев. Участник матча сборная ветеранов "Кайрата" – сборная СССР

 

– А какими качествами необходимо обладать?

– Безусловно,  наставник должен быть грамотным, культурным, терпеливым и квалифицированным. Необходимо знать, как  развить в воспитанниках потенциальные возможности – физические, технические, личностные. Помнить и знать, что во всех вопросах спортивной подготовки вам не обойтись без научного подхода. Важно опираться не только на теорию  и методику спортивной подготовки, но и на смежные науки. Это химия, биохимия, анатомия, физиология, метрология, педагогика и даже дипломатия.

– Какие  явные отличия вы видите  в методах подготовки советской и нынешней школ? 

– Во времена Союза была налажена четкая система спортивной подготовки на долгосрочный период. Существовал пошаговый план подготовки, где расписывалось все от и до, все упражнения на технику, тактику и даже психологию спортсмена. К сожалению, в наше время у нас нет системы и правильной политики развития детско-юношеского футбола. А нынешние тренеры, за редким исключением, некомпетентны во многих вопросах.

– Что вы можете сказать о роли спортивных соревнований как методе подготовки управления спортсменами? 

– Соревнования в спорте – это огромный стимул для молодежи, средство проявления всех сил и возможностей воспитания, воли, характера, патриотизма. Это органическая часть процесса тренировки, призванная приучать к спортивной борьбе, контролировать ход тренировки и достижения наивысших результатов. Невозможно достичь  высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерства, выявляются недостатки в технике, тактике. Участие в состязаниях с равными или более сильными соперниками помогает достичь такой подготовки, которой не добьешься никакой тренировкой. Следует сказать, отличительной чертой правильной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований в году, чтобы проследить опытным путем динамику роста ученика.

Алма-атинское училище олимпийского резерва им. Кажимукана Мунайтпасова. Легендарный "шестой интернат"Алма-атинское училище олимпийского резерва им. Кажимукана Мунайтпасова. Легендарный "шестой интернат"

 

– Невостребованность отечественных тренеров в премьер-лиге – это недальновидность ФФК, некачественная подготовка кадров или личная выгода  спортивных и футбольных функционеров?

–  Скорее, недоверие  своим кадрам. Да и обучение сейчас другое, отличается от того, каким было в наше время  Я не устану повторять, какую важную роль играют знания в области теории и методики спорта. Они – фундаментальная основа для более эффективной подготовки и ее реализации в практике. Сейчас большинство заочно заканчивают обучение. А какое там образование у заочников? Ведь очень много наглядных пособий на видеодисках  и т.д. надо уметь расшифровать, разъяснить ученикам и разложить все по полочкам. А не слепо копировать  методы обучения. Все-таки даже известные игроки, чтобы стать хорошими тренерами, должны обучаться очно.

– Какое впечатление у вас оставило выступление юношеской сборной Казахстана U 17 в Алматы? Мальчишкам уже завтра нужно пробиваться в команду мастеров.

– Прогресс налицо, боролись до конца. Немного не хватило, но в скором времени все это поправимо. Подтянуть физику, тактику и технику. В перспективе нам все удастся. И я верю, что ребята заиграют в большом футболе.

–  Вы профессионал своего дела, тем более выпускник ВШТ. Можете сказать, что мы движемся в правильном направлении?

–  Наш путь в Европу полностью одобряю, только необходимо возобновить работу былых интернатов, спортивных школ с секциями футбола. Тут и развитие массовости, и поиск одаренной молодежи, и организация специальной подготовки, но главное – это усовершенствование системы спортивной подготовки, чем она совершеннее,  тем эффективнее. Чтобы творить новое, необходимо хорошо знать созданное ранее. Я верю в более успешное будущее нашего футбола.

Азат Нильдибаев. Выпускник ВШТ 1985Азат Нильдибаев. Выпускник ВШТ 1985

 

– Чего именно не хватает многим молодым перспективным, подающим большие надежды самородкам, чтобы закрепиться и заиграть в команде мастеров? Вроде крепки, быстры, с мячом на «ты» и игровое мышление в порядке.

– У них слишком мало игрового времени, и не все выдерживают скамейку запасных. А главным тренерам нужен результат, к тому же они иностранцы, им разве до наших молодых? А нашим самородкам  не хватает волевых качеств, которые рождаются не только в борьбе с внешними трудностями, но и в борьбе с самим собой. Невозможно провести ощутимую грань между волевыми качествами и чертами спортивного характера, они взаимосвязаны.  Как сказал  Оноре де Бальзак: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями».

– Вы достигли того, к чему стремились?

– Я стремился быть футболистом, и я им стал. Когда пришло время выбирать высшее учебное заведение, я поступил в КазПТИ им В. И. Ленина, нынешний КазНТУ имени К.И. Сатпаева, на открывшийся биофизический факультет. Проучившись два курса, причем весьма неплохо, я решил сменить сферу деятельности и перевелся на второй курс Казахского государственного института физической культуры, ныне  Академии спорта и туризма. Перевод из технического вуза в гуманитарный был весьма не прост, но благодаря связям моего отца, который в то время работал в ЦК Компартии Казахстана,  мне это удалось, и я смог в дальнейшем учиться и заниматься любимым делом, к чему лежит моя душа.

–  Родители одобрили ваш выбор стать детским тренером?

–  Изначально мать видела меня медиком, она работала на кафедре нормальной физиологии и частенько водила меня на работу, где я был свидетелем опытов над животными. Это были млекопитающие, а увиденный опыт над собакой, где из нее выкачали всю кровь и потом провели вскрытие, вовсе повергло меня в шок. И с тех самых пор меня покинула идея быть врачом. Мой переход из престижного в то время технического вуза восприняли негативно, но все же я был уже взрослым и настоял на своем. Не закрыл летнюю сессию, поставил их перед ультиматумом:  или спортивный вуз, или армия. Мне кажется, что тренер– это профессия. Ккак  диагноз.

– Диагноз? А  с чего началось ваше боление футболом?

–  Как и у всех мальчишек моего возраста, боление началось с дворового футбола. Мой первый тренер Альберт Эрнестович Озол, но более весомый вклад в мое становление как футболиста и человека внес Борис Бронеславович ЛЯХ. В то время директором нашей спорт-школы был легендарный  Аркадий Вольфович Хохман.

– Самый памятный, удачный период в вашей тренерской карьере? И наиболее яркие ваши воспитанники.

– Я надеюсь, что все еще впереди. Было много памятных событий. Хотя бы взять победу мальчишек 1967 года рождения СДЮСШОР № 3 в чемпионате Республики Казахстан.

Сборная Алма-Аты 1967 г.р. Чемпион КазССР 1983 года Сборная Алма-Аты 1967 г.р. Чемпион КазССР 1983 года

После этой победы моих подопечных и меня направили на учебу в Москву на повышение квалификации  в Высшую школу тренеров. Это большой трамплин в жизни каждого педагога, тренеры обучаются у мэтров спортивной науки. Мы углубленно изучали физиологию, анатомию, спортивную метрологию, гигиену, спортивную психологию, педагогику и многие другие дисциплины. Нам было представлены новейшие разработки в сфере физической культуры. С нами работали авторы еще неопубликованных учебных изданий. Для нас это было незабываемое время. Мне кажется, каждый тренер должен пройти такую школу для самосовершенствования, изучения новых методов и обмену опытом с коллегами из-за рубежа.Я рад за всех своих воспитанников, в том числе за Айдына Рахимбаева, Андрея Климчика, Рената Абдулина, Кайрата Нурдаулетова и многих других.

 

– Престижно ли работать детским тренером?  Какими качествами нужно обладать, чтобы вырастить чемпионов?

– У медали есть две стороны, с одной стороны – да, престижно, уважаемо, почетно, а  со стороны оплаты труда – оставляет желать лучшего. Оплата зависит от того, сколько часов ты наработаешь за месяц. В неделю выходит около 48 часов, это по 8 часов в день. В эти часы не входят задушевные разговоры со спортсменами, их моральная поддержка не из-за того, что за это не платят, а по причине того, что не хватает времени: после одной группы приходит следующая. Так и продолжается этот круговорот.

Восток-67. Чемпион Алматы 1983 года. Стадион СКА-12 (ныне ЦСКА)Восток-67. Чемпион Алматы 1983 года. Стадион СКА-12 (ныне ЦСКА)


 

 

– Ваши наставления юным спортсменам.

– Терпение и труд все перетрут. Не опускать руки перед преградами, вставшими на пути. Можно во всем винить других и отчаиваться, а можно каждый день вставать раньше других и упорно добиваться успеха.  Всегда стремитесь победить, ошибайтесь, да, это полезно, но никогда не сдавайтесь. Помните, что достижения в современном спорте очень высоки и продолжают непрерывно расти. Поверьте, потенциальные возможности человека чрезвычайно велики. Не унывайте, если в первое время вы будете проигрывать, помните, что поражения – это путь к победе, надо только сильно захотеть, преодолевая все трудности напряженной тренировки, одержать победу над собой. И вы достигнете таких результатов, о которых можно только мечтать.

Спутник-97. Пока просто хорошие ребята.Спутник-97. Пока просто хорошие ребята.

 

Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Так и Азат Абдракович Нильдибаев, обладая огромным опытом, продолжает искать что-то новое, самосовершенствоваться, учиться и применять свой богатый опыт на практике.

 

Азат Нильдибаев и Диляра Азанбекова, автор репортажаАзат Нильдибаев и Диляра Азанбекова, автор репортажа

 

 

Турнир памяти Г. А. Козелько. Алматы, 2005 годТурнир памяти Г. А. Козелько. Алматы, 2005 год

 

 

Восток-67. В составе – Дима Дузев, будущий капитан сборной КазахстанаВосток-67. В составе – Дима Дузев, будущий капитан сборной Казахстана

 

 

Азат Нильдибаев со своими нынешними воспитанниками, Спутник-97Азат Нильдибаев со своими нынешними воспитанниками, Спутник-97

 

 

ВСЕМ УДАЧИ!!!
 

 

 

Диляра Азанбекова.

 


00:33/22.04.2014  1308    0    Добавить в личный кабинет

Автор: Редактор


   


comments powered by Disqus