Программа развития спорта в Казахстане




«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните тоже мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.» — Альберт Эйнштейн

В предыдущей статье «Спортивный маркетинг и развитие спорта в Казахстане» был дан краткий обзор ситуации складывающейся вокруг рынка отечественного спортивного маркетинга и развития спорта в Казахстане. Как и в любой другой сфере, после упадка, рано или поздно наступает позитивный период, так и казахстанский спорт, пережив не лучшие свои времена, вышел на новый виток своего развития.

Ключевым моментом в становлении казахстанского спорта стала разработка «Программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан», которая с 2001 года обновлялась трижды. Если детально изучить программы на 2001 — 2005, 2007 — 2011 и 2011 — 2015, то через многие их положениях можно провести параллель. Каждая программа ориентирована на решение одних и тех же проблем, выполнение схожих задач и достижение аналогичных целей. Это логично, ведь создание эффективной системы физического воспитания населения и развития спорта, являет приоритетной и долгосрочной перспективой.

Но с точки зрения современного спортивного маркетинга, в каждой из программ отсутствует один из ключевых индикаторов их эффективности, основой для существования которого служат бюджеты на реализацию программ. Безусловно, количество новых спортивных объектов, проводимых спортивных мероприятий, граждан, занимающихся спортом и так далее, все эти критерии являются показателями эффективности развития спорта в стране. На реализацию последней программы было заложено 138 984 334 000 тенге, реализация предыдущей программы предусматривала бюджет в размере 160 844 185 000 тенге. Но ни в одной из программ не был спрогнозирован ожидаемый доход.

По сути, дело не в том, что спорт не может зарабатывать. Проблема заключается в нормативной базе, которая не предусматривает распределение прибыли субъектами спорта, так как большинство из них не является коммерческими организациями, хотя и создают продукт, который можно продавать и генерировать за счет него прибыль. Дело даже не в том, что разные субъекты спорта имеют различный статус и уровень развития. Достаточно проанализировать коммерческую эффективность наиболее популярных казахстанских спортивных проектов, чья финансовая отдача составляет максимум 3% от всех привлеченных средств и менее 0,05% от вложенных на их существование. Не трудно догадаться, что остальные 97% — это государственные дотации и спонсорские (благотворительные) средства.

Если перейти от проблем профессионального к вопросам любительского спорта, то нарушается еще одно незыблемое правило маркетинга, и спорт для него не исключение. Разделять профессионалов и любителей, хоть и возможно, но неправильно и не логично. Профессиональный спорт является своего рода ориентиром для развития массового спорта. Наиболее эффективным и выгодным инструментом пропаганды здорового образа жизни является качественный продукт, в роли которого могут и должны выступать субъекты профессионального спорта. Перспективных экономических моделей существует великое множество, но главная их суть заключается в том, что спорт способен генерировать прибыль, а ее грамотное распределение может внести свой вклад в развитие любительского спорта.

«Если вы не захотите проводить изменения, я гарантирую, что найдется кто-то, кто сделает это за вас.» — Джек Уэлч

Результатом деятельности «Sport Marketing Company» является уникальный для Казахстана комплекс услуг в сфере спортивного маркетинга, а также современное видение того, какой должна быть эффективная программа развития спорта в Казахстане. Уже сегодня мы на практике успешно используем различные инструменты спортивного маркетинга в сфере казахстанского спорта, которые ориентированы на формирование и развитие отечественного коммерческого спортивного продукта.

«Sport Marketing Company»

 


16:06/13.05.2016  769    0    Добавить в личный кабинет

Автор: Александр Луцко


   


comments powered by Disqus