И Казахстан, и Узбекистан - заложники колхозного подхода
![]() |
Футбольные проблемы двух соседних республик очень схожи и поэтому это интервью будет очень интересно казахстанским читателям. 15 июля исполнился ровно год, как в Ассоциации футбола Узбекистана (АФУ) в очередной раз произошли перемены в руководстве. На пост президента организации был избран глава Службы государственной безопасности (СГБ) Абдусалом Азизов, а должность первого вице-президента АФУ досталась одному из лучших арбитров в истории футбола Равшану Ирматову. Мнением о происходящем в узбекском футболе с «Ферганой» поделился вице-президент «Института независимой экспертизы и права», экс-кандидат в президенты Российского футбольного союза (РФС), автор программы развития футбола в Узбекистане Алишер Аминов.
— Прошел год после избрания Азизова и Ирматова, поделитесь впечатлениями от их работы.
— Выборов президента АФУ как таковых не было. Как не было их никогда с момента создания Федерации футбола Узбекистана. Как правило, это стандартное номенклатурное назначение, совершаемое на самом верху политического Олимпа, которое лишь ради соответствия документам ФИФА называют выборами. Понятно, что у главы государства времени на такие «мелочи», как футбол, просто физически не хватает. На сегодняшний день футболом в Узбекистане, по сути, руководит советник президента по спорту Джабар Раджабов. Именно он формирует и кадровую политику АФУ. Пришел к президенту страны и предложил силовика, который до этого и правил игры-то толком не знал. А в качестве первого заместителя продвинул кандидатуру Равшана Ирматова. Парню, во-первых, сломали карьеру арбитра – он мог судить еще целых шесть лет. А во-вторых, его даже не спросили, хочет он закончить карьеру или созрел к переменам в жизни. Время, к сожалению, показывает, что Равшан совершенно не готов к этой должности. Из изменений — разве что разорвали контракт с аргентинцем Купером, заплатив ему дикую неустойку в размере нескольких миллионов евро. При этом никто из чиновников за это так и не ответил. Да еще необоснованно уволили одного из главных тренеров юношеской сборной Азамата Абдураимова, который проиграл ничего не значащий международный турнир и оказался в опале у Азизова, при этом Ирматов почем-то защищать тренера не стал.
Вообще, после ухода из Федерации футбола Узбекистана Мираброра Усманова в 2017 году качественно не изменилось ничего – провалился Ахмаджанов, далек от успеха Ирматов. Экономическая модель узбекского футбола находится на уровне каменного века – профессиональный футбол зависит от государства, а частный бизнес от этой модели устраняется.
— Государство озабочено развитием спорта, разве это плохо?
— Нужно тщательно изучить принятые программы развития и правительственные постановления, касающиеся вопросов развития футбола. Которые, сразу отмечу, носят исключительно декларативный характер, поэтому не достойны особого внимания. В развитых футбольных странах никакими постановлениями правительств по развитию и не пахнет. Смешно даже представить, чтобы, например, канцлер Германии Ангела Меркель издавала указы по развитию футбола или созданию эффективной системы подготовки резерва и обучения специалистов немецкого футбола. Можно, конечно, ориентироваться и разработать целевую программу развития футбола Узбекистана на 2020-2030 годы, так как пока основным источником финансирования отрасли является именно государство. Но тогда заказчиком такой программы должно стать не только профильное министерство спорта, но и само футбольное сообщество. Программа должна быть увязана с приоритетными проектами развития, разработанными специалистами и утвержденными АФУ, но специалистов высокого уровня в АФУ нет. Они там просто не нужны, иначе сразу станет заметным низкий уровень нынешнего состава. Работу по развитию нужно вести комплексно, сразу по трем направлениям: развитие материально-технической базы, научно-методическое развитие и совершенствование профессиональных соревнований. Ориентироваться следовало бы как раз на Германию, где построено 350 региональных футбольных центров по всей стране.
— Как работа подобных центров может выглядеть в реалиях узбекского футбола?
— Задача современного регионального центра – не только поиск и подготовка талантливой молодежи, но и продвижение единой системы подготовки специалистов в сфере футбола. Финансирование таких центров – безусловная прерогатива государства, а самыми заинтересованными участниками процесса должны быть региональные федерации, профессиональные клубы и, разумеется, федерация футбола. Финансировать центры в теории может не только государство, но в Узбекистане за 30 лет так и не были созданы нормальные условия для футбольного бизнеса, нет независимых спонсоров. Откуда им взяться, если уровень мышления очень мелкий: стратегические цели по развитию футбола никем и ни перед кем не ставятся, просто регулируется сложившееся положение вещей, да и то чаще всего коряво, неграмотно. Потому оптимальным вариантом остается «смешанное» финансирование развития футбола республиканским и областными бюджетами. Такая схема позволила бы построить полноценные региональные центры во всех областях. Понятно, что необходим тщательный анализ: какие из регионов потянут свою половину расходов, а каким придется все-таки помогать больше.
Финансирование должно быть адресным, необходимо запретить трансферы игроков за государственные деньги, обязательно должен быть проработан и закреплен механизм финансовой солидарности между школами, клубами низших дивизионов и топ-клубами, подразумевающий вознаграждение тренерам за подготовку игроков. Все это оптимизирует бюджет клубов и сократит долю государственного финансирования на текущие расходы клубов и перенаправит средства на долгосрочные инвестиции. Кроме того, для эффективного взаимодействия с органами государственной власти АФУ нужен отдельный департамент. Другой путь – это замаскированная под бурную деятельность коррупция или в лучшем случае «колхозный» подход, за который людям, причастным к развитию отечественного футбола, нередко бывает просто стыдно.
— То есть вы предлагаете создать новую, более эффективную систему в управлении узбекского футбола в целом?
— Да. В первую очередь система должна предусматривать несколько уровней принятия решений и управления отраслью. Первый – государственный: президент Узбекистана, правительство республики, Министерство спорта отвечают за законодательную базу и финансирование. Второй – профильный: АФУ отвечает за все направления развития, начиная от массового и детско-юношеского футбола и заканчивая профессиональным клубными соревнованиями и институтом сборных, следит за соблюдением регламентов с учетом требований АФК и ФИФА. Третий – региональный: клубы и федерации на местах отвечают за массовый и детско-юношеский. Им необходимо представить эффективную программу развития с конкретными механизмами ее реализации. Важно, чтобы эти уровни были взаимосвязаны. От подготовки резерва – а это качественная работа академий и региональных центров – до отлаженной системы профессиональных соревнований, обеспечивающих на высоком уровне игровую практику кандидатов в сборные, формирование тренерского штаба.
Не секрет, что в советское время уровень научно-методического обеспечения спорта в целом и футбола в частности считался одним из лучших в мире. После развала СССР практически все федерации долгое время жили на старом багаже, о подготовке специалистов никто и не думал. В Узбекистане, например, практически перестали выпускать научно-методическую литературу – просто потому, что в стране не осталось ученых, занятых в области теории и методики футбола. АФУ выделяла на подготовку специалистов копейки: даже думать не хочется, как и на что такие «средства» могли быть потрачены.
Инвестиций в обучение практически не было, научно-методические пособия умерли как жанр, «гонцов» на международные конференции по подготовке тренеров федерация не отправляет. Узбекский футбол, к сожалению, отстал от современных тенденций. Именно в этой связи многие методисты переключились на административную работу. А кто-то и вовсе уехал из страны.
— Неужели руководство спорта страны не заинтересовано в квалифицированных кадрах?
— Буквально вчера был создан центр подготовки специалистов АФУ. Но хотелось бы увидеть, из чего состоит учебная программа, кто и какие предметы будет преподавать. Ведь в самом Узбекистане прямо сейчас нет специалистов, которые имеют необходимый опыт и навыки для преподавания футбольного менеджмента, маркетинга и других дисциплин. Боюсь, что нужное дело может превратиться в традиционное очковтирательство, галочку в отчете.
Прекрасной иллюстрацией эффективности развития узбекского спорта и низкого уровня организации стал хоккейный клуб «Хумо». Печальная история, конец которой, впрочем, читался. Создание профессионального клуба – долгий и тернистый путь. Это тяжкий труд, основанный на реальных знаниях, подразумевающий системность во всем, начиная с науки менеджмента и заканчивая финансированием. Кто-то в республике, затевая проект под красивым именем «Хумо», дал себе труд провести сколько-нибудь серьезный анализ деятельности российских профессиональных лиг, КХЛ и ВХЛ? Боюсь, что нет, потому что даже поверхностное знакомство убеждает: хоккей России – черная дыра с миллионными зарплатами, толпами легионеров, смешной посещаемостью и нулевой отдачей. А ведь туда и вступил «Хумо».
Автор: Александр Троицкий, "Фергана"
17.07.2020



Автор: sportinfo.kz Источник: http://https: Рубрика: Медиасреда Категория: Мировые Тематика: Другие
Теги: КФФ, ФФУ, Казахстан, Узбекистан, коррупция, футбол, Алишер Аминов
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
17.04.2025
Все материалы«Түркістанға апарар жол»: Almaty Marathon және...
Алматыда режиссер Қанат Бейсекеевтің "Түркістанға...
Подписка на новости
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |