Своих не бросаем
![]() |
На фото Вадим Куликов и Галина Коллетт |
Спортивная сага, посвященная спортсменам Казахстана и других стран.
Эту невероятную историю, которая самым непостижимым образом получила продолжение совсем недавно, мне рассказал когда-то Вадим Алексеевич Куликов, и к коей оказалось причастно множество лиц, имеющих отношение к спорту Казахстана и других стран. Вплоть до Новой Зеландии, входящей в состав стран Британского содружества.
Столица спорта – Алма-Ата
А началась история в далеком 70-м году прошлого века. Напомним, к тому времени воспитанник новосибирского хоккея Вадим Куликов прошел школу усть-каменогорского «Торпедо», своей самоотверженной игрой и, будучи примером вне поля, пользовался непререкаемым авторитетом у товарищей, не случайно став капитаном алма-атинского «Автомобилиста». Вот как описывает события тех лет легендарный защитник.
– В то время я уже переехал в Алма-Ату и выступал за «Автомобилист», который участвовал во второй группе класса А, был капитаном команды и наш старший тренер Ю.А. Сааль начал меня подтягивать к себе в помощники.
В то время я завершал учебу в КазГИФКе, а на кафедре вело-конькобежного спорта работали все мои друзья и возглавлял ее Заслуженный тренер СССР Май Уденович Хван. Надо добавить, что беговые коньки в то время в Казахстане были в почете и результаты были в порядке. Да и сборная СССР по конькам была частым гостем на «Медео», или те же фигуристы Станислав Жук с Ириной Родниной и Александром Зайцевым бывали в Алма-Ате. Ведь тогда этот город являлся столицей Казахстана и спорт высших достижений был, конечно, сконцентрирован там.
Вот такое Боровое
И вот осенью 70-го нашу команду по линии ДСО «Спартак», к которому она относилась, отправили на УТС в Кокчетав, на озеро Боровое. Не Минск и не Киев, конечно, но очень удобное место для наземной подготовки буквально для представителей всех видов спорта – такое же прекрасное, как «Голубой залив» в ВКО. И вот рядом с нами в палатках разместилась то ли сборная «Спартака», то ли сборная Казахстана по конькам. А тут как как назло дождь и дождь. Сам понимаешь – настроение магазинное, ну и перезнакомились со всем побережьем. В одной из палаток проживала женщина по имени Соня с маленькой девочкой Галей. Как потом оказалось, жена моего земляка Геннадия Кима – тренера по конькам, которого я знал по Новосибирску.
Так вот, промучились мы в Боровом около недели. Ни тренировок, ни отдыха. И вдруг по всему побережью паника: в этом регионе обнаружили вирус или палочку холеры. Какие уж здесь тренировки: отдыхающие со всех турбаз и домов отдыха ноги в руки и – хлынули на вокзал!
Поступок капитана
Ну, ты можешь себе представить, что творилось на этом маленьком вокзальчике, где проходящие поезда останавливались всего на 3-5 минут. На автобусе тоже не уедешь, все забито. И вот подходит поезд Москва – Алма-Ата и все стали брать его на абордаж. Совсем, как сцена из кино, когда шла эвакуация во время войны. Понятно, преимущество на нашей стороне, хоть мы и с огромными баулами в руках. И, конечно, помогли своим конькобежцам. В вагоне тоже все битком, друг на дружке. В общем, кошмар. И вдруг слышу детский крик. Именно крик, а не плач. А случилось следующее. Соня пошла с Галей в туалет и получилось, что девочка схватилась ручонками за дверь, но поезд-то идет и шатается, вот ее пальчики и попали в дверной проем и их защелкнуло в косяке двери. Да еще на дверь навалились люди. В общем, трагедия – крик, плач, слезы. Я туда.
…Тут надо добавить. В то время в команде я еще выполнял функции доктора – ну, какой нормальный мужик пойдет к нам на ставку врача в 140 «рэ»? Вот и приходилось затыкать дырки в штатном расписании, как могли.
Я схватил девочку на руки и кое-как протиснулся к своему месту – там у меня находилась наша спортивная аптечка, которую всегда возил с собой. Первый, визуальный осмотр показал, что три или четыре пальчика просто держались на коже. Конечно, я не хирург и не травматолог, но вспомнил, что в первую очередь надо обработать травмированное место перекисью водорода. Смыл кровь, проложил место, где был разрыв мягких тканей, салфетками, подставил с обратной стороны под каждый пальчик такие палочки. Соорудил что-то вроде гипса. Еще раз продезинфицировал то место, где была рана, все аккуратно перевязал. Короче, делал все что умел.
Часа через три, на одной из станций к нам в вагон прибыли врачи скорой помощи. Осмотрев девочку, сказали, что первая помощь оказана правильно и, самое главное, очень хорошо, что сразу обработали и перекисью, и йодом, и зеленкой. Ранки были чистые, без признаков заражения. Это дало возможность сохранить пальчики без хирургического вмешательства. Вот собственно и все. Ну, помог и помог – отложил этот период своей жизни в отдел «память». Потом об этом случае написал журналист Степан Пекай – в газете, такой маленькой в то время – «Казахстанский спорт» (республиканский еженедельник «Спорт»). Статья, кажется, называлась «Поступок капитана» (на самом деле с подсказки моего коллеги С. Сарсекова «Так поступают настоящие спортсмены» – прим. авт.). Но я и не думал, что когда-нибудь, через 45 лет эта история получит продолжение.
Вторая часть
Жил-был художник один
Прежде сделаем небольшое отступление, – продолжил свой рассказ ветеран казахстанского хоккея Вадим Алексеевич Куликов, с которым поддерживал связь на протяжении его нахождения вдалеке от родины. – Так вот, моя дочь уже 17 лет проживает в Новой Зеландии, в Крайстчерче, куда попала волею судьбы. Примерно пару лет назад, Наташа, будучи на какой-то выставке в Крайстерче услышала русскую речь, естественно подошла и включилась в разговор с маленьким пожилым корейцем, в ходе которого выяснилась, что его зовут Геннадий Ким и когда-то он работал тренером по конькам в Казахстане в Алма-Ате. Дальше-больше. Дочь рассказала, что ее папа – хоккеист и всю жизнь отдал хоккею, в том числе и алма-атинскому. Тогда Геннадий вспомнил, что в 70-е годы с его дочерью произошел неприятный случай в поезде, где она получил серьезную травму пальцев руки, и кто-то из хоккеистов оказал Гале первую медицинскую помощь, благодаря чему в дальнейшем ей удалось избежать оперативного вмешательства врачей. Напоследок они обменялись телефонами. Примерно через неделю в разговоре со мной по скайпу дочь спросила меня, не помню ли я такой случай и кто тот человек, который выполнял роль хирурга-травматолога. Ну, соответственно я все ей рассказал, вспомнил по Алма-Ате всех конькобежцев и Геннадия Кима, тот случай с девочкой в поезде. В свою очередь, она передала содержание нашего разговора тренеру. Все сошлось. Но еще удивительнее было то, что та девочка, Галина, которой сейчас 53 года, проживает вместе с отцом в Крайстчерче. Ей 53 года – она, профессиональный художник, имеет свою студию, проводит свои выставки и отлично рисует своими пальчиками. Вот какая поразительная по совпадению и, можно сказать, одна из тысяч история произошла с людьми, пути которых пересекались сорок с лишним лет назад на одном континенте, сомкнувшись в одной точке на другом.
Моя боль
Было, уже и не чаял, что встречу этих людей, как эта немыслимая история приняла новый оборот. В Новой Зеландии серьезно заболела дочь, недуг прогрессировал все больше и больше. И за ней нужен был постоянный уход.
Надо сказать, жизнь в эмиграции – штука сложная и большой зависти не вызывает. Там у них человек человеку, друг – и волк. А, если серьезно, свои законы жизни и устои, правила жизни, менталитет, отличающиеся от наших. Болезни такого рода в этой стране не признаются как таковые. Убирают кризисное состояние, и иди, гуляй. Могут назначить дальнейшее наблюдение и даже пособие, на которое можно жить одному человеку, но вот прокормить семью уже невозможно и платить налоги будет нечем. Ищи работу, подрабатывай, где хочешь. А если не можешь? То извините – как хотите, так и живите.
Единственным выходом было мое присутствие рядом с дочерью. Но о получении вида на жительства не может быть и речи. Ведь для этого моя дочь должна представить справку о годовом доходе не менее 70 000 долларов в год, иначе заявление даже не принимается к рассмотрению. А у нее почти в два раза меньше, почти тютелька в тютельку для месячного проживания, нищих здесь и своих хватает. К тому же на работе ей хотели сократить тарифную ставку на 50 процентов.
Как быть? Чем помочь при моих скромных возможностях? Вот поэтому я так благодарен всем людям, которые оказывали помощь и содействие в моем горе.
Поступок капитана-2
Прежде всего, хочу через прессу выразить огромную благодарность Игорю Кузнецову – нашему замечательному в прошлом хоккеисту и капитану «Торпедо» – за бескорыстную помощь в моем горе. Он полностью оплатил мои расходы на дорогу. Здоровья и успеха ему в бизнесе!
Так я в середине мая оказался в Крайстчерче рядом с дочерью... Только здесь по-настоящему понимаешь цену дружбе и нашим скупым мужским взаимоотношениям. Несмотря на то, что здесь, как в шутку говорю, оказался в тылу врага – и не могу сдаваться, наоборот – пусть местные жители, которых здесь величают майори, с моей помощью скоро выучат гимн России. А, если серьезно, конечно, дел для полной победы еще невпроворот. Как таковых, методов лечения нет. Есть какие-то таблетки, которые принимают на ночь – лишь бы они не вызывали побочного неблагоприятного эффекта, всякие травы, посещение церкви, а главное – длительные беседы, налаживание благоприятной домашней атмосферы. Если куда выезжаю, то только с дочерью – в магазины или в бассейн с двумя парилками (правда, слабые по нашим меркам) по цене 6 долларов за посещение.
Всеобщая победа
Сейчас пик кризиса у дочери миновал. Забрал ее из больницы и она сразу вернулась на прежнее место работы, на ту же ставку. Кроме Игоря Кузнецова, искренне хочу сказать огромное спасибо за помощь в моем приезде к дочери бывшего тренера ХК «Бейбарыс» Анатолия Хорозова (работал в 2013/14-2014/15 – прим. авт.) и, особенно его жену Яну. Это благодаря ее стараниям и заботе о сборе документов в течение двух месяцев для получения визы в Новую Зеландию я смог приехать вовремя, успеть решить вопросы с моментальной выпиской дочери под свою ответственность из больницы и вопросы, которые касались ее работы.
Благодарен и всем другим людям, которые не оставили меня в беде. И Виктору Набокову, и Геннадию Киму с дочерью – они приводили святого батюшку Валентина из церкви в клинику к дочери, и Стасу Сарсекову – это он сообщил мне координаты Анатолия Хорозова в Новой Зеландии. После чего я связался с Яной и стал просить ее о помощи – ведь дочь тогда ничего не могла делать. Спасибо и тебе за моральную поддержку в ходе переписки за время моей заграничной «командировки». И, конечно, хочу отметить руководителей школы, которые не уволили дочь и сохранили ставку за ней. Я поверил, что, оказывается, еще есть на свете порядочные люди.
Вот поэтому, когда почувствовал поддержку этих людей, у меня проснулся, наверное, мой характер как в хоккее – и сказал себе, с ними мы победим. Так и вышло. Теперь дочь живет дома, работает на прежнем месте, с той же зарплатой. Мне очень приятно, что эти люди рядом и живут под девизом президента Путина – своих не бросаем!
Встречи
И, конечно, за время моего пребывания в Новой Зеландии было очень приятно встретиться с Геннадием Кимом, его дочерью Галиной. Разговоров и воспоминаний хватило надолго. У нее теперь семья, муж – Брайан Коллетт, из местных, как их здесь называют, «киви», растут двое сыновей. Как уже говорил, она – известный художник и вовсю выставляется здесь со своими картинами.
Что еще удалось увидеть здесь? На рыбалку в их условиях ездить очень дорого. Если поймают с «левой» рыбой, то можешь и дом потерять. Зато на хоккей удалось выбраться. Посещал с Анатолием Хорозовым матчи чемпионата Новой Зеландии. Его назначили главным тренером «молодежки» Новой Зеландии до 20 лет. Но это у них почти без оплаты. Только когда выезжаешь на соревнования или отдельные игры. И игроки зарплату получают выборочно – далеко не все. Но носятся по полю все, как угорелые. Дворец спорта – маленький, всего мест на 500. Вот такая здесь жизнь.
В Новой Зеландии буду находиться до 13 августа, стараясь наладить доброжелательную атмосферу в доме дочери. Надеюсь, что справлюсь и мне не понадобится продлевать визу. За эти три месяца нахождения на чужбине у меня появилась распространенная для эмигрантов болезнь – ностальгия. Теперь я знаю, что это такое. Дочь потихоньку выправляется. Спасибо Всевышнему и добрым людям.
P.S. Так и хочется воскликнуть: о, его Величество, спорт – ты мир! Чем не спортивная сага, которая, кажется, имеет сказочное и благополучное окончание?
Виктор БОЖЕНОВ, Усть-Каменогорск
02.09.2016



Автор: sportinfo.kz Рубрика: Другое Категория: Казахстанские Тематика: Хоккей
Теги: хоккей, ХК Торпедо, Усть-Каменогорск, Вадим Куликов, Алма-Ата, Галина Коллетт, художник, встреча, друзья
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus