Дмитрий Бяков – тигр казахстанского футбола
Сегодня у бывшего игрока национальной сборной Казахстана Дмитрия Бякова день рождения. Ему исполнилось 35 лет. Поздравить и поговорить с ним у наших журналистов не получилось, но все равно мы решили преподнести имениннику свой маленький подарок и вынести на главную страницу интервью с «тигром казахстанского футбола», как называют его друзья. Пусть оно уже засветилось в Интернете, но думаем, что и Дмитрию и его поклонникам будет еще раз приятно почитать эту задушевную и откровенную беседу.
Эксклюзивное интервью с бывшим игроком национальной сборной Дмитрием Бяковым.
После того, как известный казахстанский футболист Дмитрий Бяков закончил игровую карьеру, он повел затворнический образ жизни, поэтому встреча в соколином хозяйстве «Сункар» в живописном ущелье Алмаарасан вызвала много эмоций и у журналистов, и у нашего собеседника.
Походка фубольная – отдых достойный
Как-никак знаем друг друга давно, общался с ним часто по работе и играли вместе в любительском клубе «Раимбек». Скажу, что внешне Дима ничуть не изменился: игровой вес, футбольная походка вразвалочку и те же манеры рубахи-парня и всегда уверенного в себе человека. Обслуга и директор этой великолепной зоны отдыха обхаживали Бякова как дорогого гостя, отметив: «Дима с друзьями отдыхает у нас часто и заказывает самые дорогие номера и изысканные блюда». Накрыл солидный стол бывший игрок сборной Казахстана и для журналистов. Беседа длилась почти четыре часа, и мы выбрали из нее лишь отдельные фрагменты, те которые не запретил нам публиковать наш собеседник.
Папа – боксер, мама – учительница
– Ты с детства отличался отменным здоровьем?
– Да. Бог дал, родители у меня крепкие, и вырос я в прекрасном месте поселке Балтабай под Иссыком. Природа обалденная. У меня родители не такие вот крутые (жест). Отец Николай Дмитриевич Бяков – боксер, мастер спорта международного класса. Мама Ирина Анатольевна – учитель русского языка и литературы. Отец хотел, чтобы я стал боксером и гонял меня каждый день – кроссы, подтягивание на перекладине, отжимания от пола. Пока расписанный им план тренировок не выполню – на улицу не выйду. А меня тянуло на футбольное поле. Там я испытывал кайф. Играл до изнеможения. Отец звал домой, чтобы молока попить и бутербродик съесть. 8 лет занимался боксом и футболом параллельно. Папа меня возил в Иссык за 20 километров от нашей деревни на тренировки и соревнования к Рафику Хамитовичу… Школу закончил с золотой медалью, и не потому, что мама была учительницей. У нас в семье такого нет: заплатил и получил. Меня с детства учили всего добиваться своим трудом. Потом перешел в Табаксовхоз в знаменитую школу Константина Ивановича Муратиди, сейчас это ЦСКА. Затем последовало приглашение в «Кайрат».
Яркий дебют
– Свой дебют помнишь?
– А то. Весна 1999 года. «Кайрат» с «Автомобилистом» Шортанды играет. Счет 1:1. Мы с Али Алиевым, еще тогда пацаны, бегаем по беговой дорожке и ждем, кого же выпустят. Меня Ваха выпускает за пять минут до конца матча. Серик Жейлитбаев подал с фланга, и я забил победный гол. Так меня вся команда на проспекте Абая ловила…
Памятные мгновения
– Дебютировал в 1999-м, закончил в 2009-м. За 10 лет впечатлений много. Самые яркие?
– Всех не перечислить. Поскитался я по клубам, посмотрел и на тренеров, и на игроков, и на руководителей. В сборной с разными наставниками поработал. «Закрывали» меня. Умирал и вернулся и в жизнь, и в футбол с того света. Весело? А что касается чисто игры, то самые памятные матчи – отборочный цикл Евро-2008. Мы с Арно такие «игрушки» выдавали. 10 очков набрали, и я пять мячей забил, только португалец Роналду меня опередил. А команды в группе были приличные – сборные Азербайджана, Финляндии, Польши, Бельгии, Португалии, Армении, Сербии.
– А самый памятный гол?
– Бельгийцам дома. Играл со сломанной ногой рабочей правой. Перед матчем мне укол обезболивающий врач сделал – и вперед. Они нас первый тайм возили. И в конце при счете 0:2 с левого фланга врываюсь и дальним ударом с правой в верхнем углу паука прогнал. Запись этой игры храню дома. Потом во втором тайме с пенальти Сэм Смаков счет сравнял, и мы уходили с поля героями.
Арно – душевный мужик
– Пайперс – хороший тренер?
– И специалист, и человек классный. Правда, и «душил» меня, но потом сам признался, что таким образом проверял меня и испытывал. Арно Пайперс мне всегда перед играми говорил: «Ты – машина команды нашей. Если ты есть, порядок будет в команде по-любасу». Я ему за это благодарен. Он однажды сказал в интервью: «Если на Балхаше у меня сломается машина, я позвоню Дмитрию Бякову, и он по-любасу приедет…» Он смог создать коллектив, и поэтому команда за него до последнего «впрягалась». Душевный мужик, в гостях в Голландии у него был, живет обалденно. Уволили его явно по политическим мотивам, а так он принес большую пользу нашему футболу и еще бы мог принести.
Футболист с рубцом на сердце
– Этот вопрос тебе задавали часто, и все же... Как после ножевого ранения в сердце можно было не просто вернуться в футбол, а заиграть на высоком уровне?
– У меня ангел-хранитель очень сильный. Всевышний помог, природное здоровье и те, кто не отвернулся. Али Алиев на своей машине по больницам возил. Полтора литра крови я потерял. Хирурги-волшебники с того света вытащили. Татьяна Роденкова и Нурбол Кушербаев. Вот метка на всю жизнь... (Снимает рубашку и демонстрирует шрам.)
На тот момент мне было очень плохо. Десять шагов в день мне разрешали только делать… Но ничего – выкарабкался. Президент клуба «Актобе» Архимед Мухамбетов как друг и мужик настоящий поддержал и морально, и финансово. В Сочи лечиться отправил, за год все деньги выплатил. И команде «Раимбек» спасибо. Как встал на ноги, к ним на тренировки начал ходить и играть. Коллектив обалденный, шеф Таир – молодец, любит футбол, тренеры хорошие Олег Псарев и Андрей Ферапонтов, пацаны все классные. Приняли хорошо и, можно сказать, реанимировали меня для футбола. Врачи требовали подписки, что они не несут ответственности за мою жизнь. Приходилось расписываться. (Смеется.)
Сборная – главная команда страны
– В Казахстане тебя считают забиякой, драчуном, скандалистом. Это так?
– Нет. Просто я не тихушник, в отличие от многих. Говорю правду в глаза. А то ведь многие партнеры только в номерах могут шептаться и выражать недовольство. Даже бухают чуть ли не под одеялом. А скажи, где я наскандалил?
– Вот при главном тренере сборной Леониде Пахомове в 2002-м за что тебя в сборную не взяли?
– Приехал в гостиницу, а мне дают форму на великана. Олимпийка, как комбинезон, а в штаны двоих Бяковых можно уместить. И говорят: не волнуйся и не переживай. Мол, до вылета еще 5 часов и успеешь форму подшить. Тут любой уважающий себя футболист возмутится. Вот я и сказал Пахомову: «Мы сборная или цыганский табор?». Он проконсультировался с руководством ФСК, и меня отцепили. Потом еще и заклеймили: «Родину на штаны променял…» А сам-то Пахомов трусом был. Вечно перепуганный, состав не мог назвать, с игроками по несколько раз на день советовался. Да если говорить о национальной сборной, то в Казахстане ее на достойный уровень так и не подняли. Тренировались в Алматы перед важным матчем с Ираком на резинке, а на выезде – на стоянке для автомашин. Чартерами редко летали. А одевали нас словно клоунов. Эта «Диадора» – хуже чем с китайской барахолки. Как-то в аэропорту, кажется Франкфурта, 15 часов пересадку ждали и встретились со сборной Германии. Немцы – холеные, в цивильных костюмах, в галстуках, с чемоданчиками идут, улыбаются, а им навстречу табор невыспавшихся, небритых мужиков в костюмах от Петрушки и с бутербродами Макдональдса в руках. Вот вам и разница.
И мы, и они честь флага защищаем, лицо страны. Когда гимн играет, каждый осознает, что он вышел на поле, чтобы отдать всего себя за родину. Поэтому и к сборной надо относиться как положено, понимать что это – главная команда страны.
Боксерский удар и «колесо» от Чичулина
– А что случилось в самолете по пути домой из Сербии?
– Возвращались чартером из Сербии, зацепился в карточной игре с менеджером Жидковым. Тип мерзкий. Я ему сразу сказал: «Саша, у нас здесь своя игра, зачем тебе надо, тем более расчет на месте». Проиграл Жидок 1200 долларов и начал кипеть. Пришлось прямо в самолете поставить зарвавшегося россиянина на место. Проверил на прочность и зубы ему выбил. Сразу, как миленький, рассчитался за карточный долг прямо в самолете… А меня в Алматы друзья встречают. Он давай прятаться, а я ему говорю: «Не бойся, тебя никто не тронет».
– Такие суммы на кону стояли?
– В тот 2007 год мы заработали в «Астане» и сборной прилично. После сезона фестивалили и чудили по полной. Приехали в Павлодар, стол дорогущий, счет большой, официанты искоса посматривают, и тут Антон Чичулин машет им и публике ручкой и говорит: «Ну я пошел». И после этих слов исполняет акробатическое «колесо» и на руках и ногах «катится» к выходу. Весь ресторан в шоке, а мы хохочем. А в ресторанах часто бывало– за нас болельщики рассчитывались. Знаешь, как приятно. В кабаке «Пруссия» в Алматы отдыхали, и не хило. Настало время счет оплатить, а нам официанты говорят: «А за вас уже заплатили благодарные болельщики…»
Эмиратская тайна
– Много разговоров было о том, как тебя, Кротова и Женьку Тарасова в Эмиратах в тюрьму посадили.
– Разговоров много, а правды никто не знает. Это тайна. Не буду вдаваться в подробности…
– Говорят, что вас с Тарасовым прицепом взяли. Кротов украл, его вычислили и задержали. А вы просто рядом были. Товар в руках, а чеков нет.
– Кто же знал, что их надо было сохранить. Нас «винтят», а мы вытаскиваем с Жекой по 5000 долларов и говорим полицейским: «Неужели мы на воров похожи? » А там никто разбираться не стал. Пресса сообщила, что поймали воров из олимпийской сборной Казахстана.
– И как тюрьма в Эмиратах?
– Как пионерский лагерь. В моей камере питерские рулили, миллионами ворочали на фальшивых авизо. Я, чтобы время убить, пресс качал, приседания и отжимания делал. Срок подошел. В наручниках в аэропорт привезли: «Depart. Lets go!»
Деньги журналистам не плачу
– Тебе сейчас 33 года, мог бы еще поиграть?
– Могу, а зачем? Я доволен жизнью. Есть у меня свой бизнес. Деньги в свое время правильно вложил.
– За футболом казахстанским следишь?
– Не особо, только по прессе. Шторка сняли, с Беранеком вроде лучше получается. А Шторк – проходимец, я об этом сразу сказал. Сюда приехал только денег заработать. Как можно с национальной сборной какие-то эксперименты проводить? Почему его сразу не раскусили?
– Прессу читаешь, не обидно, что наш брат-журналист о тебе мало пишет?
– Да это я со многими на связь никогда не выйду. Один из ваших коллег как-то позвонил. Я ему чисто по-человечески сказал: «Я в деревне нахожусь. Маме помогаю». А он потом короткое интервью под оскорбительным заголовком напечатал. Разве можно с такими козлами общаться? Я, честное слово, хотел порвать эту сволочь… Потом остыл.
А вообще знаю, что многие пишут за бабки. Никогда не занимался этим. Деньги платят некоторые тренеры и футболисты за то, чтобы про них писали. Я никогда себе такого не позволю. Не пишут – и не надо. Не пишите. Я на поле докажу. Напишут по-любасу.
В семье я – за главного
– А с футболистами связь поддерживаешь?
– Нет. Абсолютно ни с кем. У меня сейчас одна задача – забота о маме, сестрах, дочке Аринушке и других родных. После смерти отца я в семье за главного и за столом сижу на его месте. Спи, папа, спокойно. (Крестится и целует крест.) Каждого своего родного человека люблю. И жизнь за них готов отдать. «Если б жизни было две, я б одну отдал тебе». Меня так отец научил.
09.04.2013 4340 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Дарья ЦЫРИНА Рубрика: Персона
Теги: Дмитрий Бяков, Кайрат Алматы, национальная сборная Казахстана, ФК Астана, Антон Чичулин, Леонид Пахомов, Вахид Масудов, Евгений Тарасов, Юрий Кротов, Евро-2008, Арно Пайперс
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Искренние соболезнования нашему коллеге Игорю...
Коллектив редакции веб-портала Sportinfo.kz,...
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...